Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Обыкновенный бушизм

На премьеру фильма "Фаренгейт 9/11" очередь начали занимать за час - Майкл Мур привлек к себе внимание еще в субботу, устроив на Круазетт собственную демонстрацию, параллельную манифестации профсоюзов. К утру понедельника "Фаренгейт" превратился в самый ожидаемый фильм конкурсной программы. Майкл Мур любит притворяться кретином - так проще задавать наивные вопросы, которые ставят в тупик людей, наделенных властью. В своем предыдущем фильме - знаменитом "Боулинге для Колумбины" он на правах городского сумасшедшего заходил в головной офис торговой сети "Вулмарт", чтобы вернуть продавцам пули, извлеченные из тел подростков, раненных во время бойни в колледже Колумбайн, и донимал старенького актера Чарльтона Хестона - свадебного генерала Национальной стрелковой ассоциации
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
На премьеру фильма "Фаренгейт 9/11" очередь начали занимать за час - Майкл Мур привлек к себе внимание еще в субботу, устроив на Круазетт собственную демонстрацию, параллельную манифестации профсоюзов. К утру понедельника "Фаренгейт" превратился в самый ожидаемый фильм конкурсной программы.

Майкл Мур любит притворяться кретином - так проще задавать наивные вопросы, которые ставят в тупик людей, наделенных властью. В своем предыдущем фильме - знаменитом "Боулинге для Колумбины" он на правах городского сумасшедшего заходил в головной офис торговой сети "Вулмарт", чтобы вернуть продавцам пули, извлеченные из тел подростков, раненных во время бойни в колледже Колумбайн, и донимал старенького актера Чарльтона Хестона - свадебного генерала Национальной стрелковой ассоциации.

После "Фаренгейта 9/11" Майклу Муру, пожалуй, будет трудно работать под дурачка: в новой картине автор предстает беспощадным обличителем власти, саркастичным и прекрасно знакомым с принципами агитации и пропаганды.

"Фаренгейт" умнее, тоньше и злее "Боулинга". На этот раз Мур, толстый человек в неизменной бейсболке, почти не появляется в кадре - фильм смонтирован из телевизионной хроники и интервью с персонажами, самым неожиданным образом связанными с основным сюжетом муровского расследования.

В первых же строках своего послания американскому народу Мур объясняет, что президент Буш был избран вовсе не единогласно и вряд ли законно: в штате Флорида, например, губернаторствует его брат Джеб - он вроде бы и обеспечил Бушу-младшему сомнительную победу.

Залезая все глубже в историю семьи Бушей, Мур как будто бы с изумлением обнаруживает, что техасский клан с незапамятных времен вел дела с бизнесменами из Саудовской Аравии, многие из которых напрямую были связаны с бен Ладеном и его родственниками. Шаг за шагом разжевывая то, что он считает истиной, Мур приходит к выводу: война в Ираке была развязана для того, чтобы скрыть многочисленные просчеты ("не читал докладов ФБР про угрозу теракта") и преступления ("привлекал в свои проекты инвестиции из Саудовской Аравии") Буша и его партнеров по бизнесу. "Наши дети погибают за вашу нефть" - тема в общем-то не новая, но подана она с большой убедительностью.

Мур использует все способы манипуляции зрителем, какие только можно использовать в документалистике: на запись инаугурации президента накладывает траурную музыку, выдирает наиболее вопиющие цитаты из богатого бушевского наследия, ненавязчиво обращает внимание зрителя на пустые глаза и бессмысленное выражение лица американского президента, приправляет повествование фрагментами из сериала "Даллас" и ужастиков про Дракулу, говоря об 11 сентября, показывает заплаканных людей, с земли смотрящих на небоскребы, и от сатиры переходит к патетике ("Почему мы разбомбили страну, которая никогда не нападала на нас, никогда не уничтожала американских граждан?"). Своего Мур добился: каждое появление Буша на экране, каждую его реплику публика в зале встречает хохотом.

Мур наносит Бушу смертельные удары, его слова звучат правдоподобно, но во время просмотра и во время разговора с режиссером не покидает ощущение, что на самом деле все это не имеет никакого отношения ни к Ираку, ни к Бушу, ни к простодушным американским гражданам, ради которых якобы и затевался "Фаренгейт". Мозг сопротивляется лобовой пропаганде Мура - его идеология кажется не меньшим тоталитаризмом, чем идеология, с которой он борется. Президент Буш глуп хотя бы потому, что в одном из эпизодов кричит Муру: "Найди себе нормальную работу!" Мур все уже нашел - он главный профессиональный диссидент главной мировой супердержавы и самопровозглашенный носитель единственно верного учения.

На Лазурном берегу увлеклись политикой

Красные флаги на набережной Круазетт и политическое противостояние США и Франции, уже ставшее общим местом массовой культуры и подарившее Голливуду образ "плохого лягушатника", возбудили у каннской публики интерес к политике и политической истории. В воскресенье толпа журналистов пыталась прорваться на фильм дебютанта Нильса Мюллера "Убийство Ричарда Никсона" с Шоном Пенном в главной роли. Один из американских журналистов, стоящий в очереди перед входом в зал, пошутил: "Если бы фильм назывался "Убийство Джорджа Буша", народу пришло бы в два раза больше". Шон Пенн играет коммивояжера Сэма Бики, реального персонажа, который в дни Уотергейтского скандала пытался совершить покушение на 37-го президента США Ричарда Никсона, подорвавшего, по мнению Бики, международную репутацию страны.

В начало семидесятых возвращает и другой участник официальной внеконкурсной программы - фильм "Сальвадор Альенде" известного чилийского документалиста Патрицио Гусмана. В картине Альенде предстает великим мечтателем, человеком, на короткий миг давшим своим согражданам надежду на свободу и независимость. Гусман говорит о том, что свержение Альенде и последующие семнадцать лет диктатуры и сейчас переживаются чилийскими интеллектуалами как личная трагедия. Убийство Альенде стало их собственным (об этом, кстати, была и новелла британского режиссера Кена Лоуча в киноальманахе "11 сентября", получившая специальный приз на Венецианском кинофестивале 2002 года). Прошлогодняя война в Ираке, которой во многом посвящен фильм Майкла Мура, в этом контексте представляется очередным вмешательством США во внутренние дела постороннего государства - в семидесятые Никсон спровоцировал путч в Чили, в начале двадцать первого века Буш вторгся в Афганистан и Ирак.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир