Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Обыкновенный бушизм

На премьеру фильма "Фаренгейт 9/11" очередь начали занимать за час - Майкл Мур привлек к себе внимание еще в субботу, устроив на Круазетт собственную демонстрацию, параллельную манифестации профсоюзов. К утру понедельника "Фаренгейт" превратился в самый ожидаемый фильм конкурсной программы. Майкл Мур любит притворяться кретином - так проще задавать наивные вопросы, которые ставят в тупик людей, наделенных властью. В своем предыдущем фильме - знаменитом "Боулинге для Колумбины" он на правах городского сумасшедшего заходил в головной офис торговой сети "Вулмарт", чтобы вернуть продавцам пули, извлеченные из тел подростков, раненных во время бойни в колледже Колумбайн, и донимал старенького актера Чарльтона Хестона - свадебного генерала Национальной стрелковой ассоциации
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
На премьеру фильма "Фаренгейт 9/11" очередь начали занимать за час - Майкл Мур привлек к себе внимание еще в субботу, устроив на Круазетт собственную демонстрацию, параллельную манифестации профсоюзов. К утру понедельника "Фаренгейт" превратился в самый ожидаемый фильм конкурсной программы.

Майкл Мур любит притворяться кретином - так проще задавать наивные вопросы, которые ставят в тупик людей, наделенных властью. В своем предыдущем фильме - знаменитом "Боулинге для Колумбины" он на правах городского сумасшедшего заходил в головной офис торговой сети "Вулмарт", чтобы вернуть продавцам пули, извлеченные из тел подростков, раненных во время бойни в колледже Колумбайн, и донимал старенького актера Чарльтона Хестона - свадебного генерала Национальной стрелковой ассоциации.

После "Фаренгейта 9/11" Майклу Муру, пожалуй, будет трудно работать под дурачка: в новой картине автор предстает беспощадным обличителем власти, саркастичным и прекрасно знакомым с принципами агитации и пропаганды.

"Фаренгейт" умнее, тоньше и злее "Боулинга". На этот раз Мур, толстый человек в неизменной бейсболке, почти не появляется в кадре - фильм смонтирован из телевизионной хроники и интервью с персонажами, самым неожиданным образом связанными с основным сюжетом муровского расследования.

В первых же строках своего послания американскому народу Мур объясняет, что президент Буш был избран вовсе не единогласно и вряд ли законно: в штате Флорида, например, губернаторствует его брат Джеб - он вроде бы и обеспечил Бушу-младшему сомнительную победу.

Залезая все глубже в историю семьи Бушей, Мур как будто бы с изумлением обнаруживает, что техасский клан с незапамятных времен вел дела с бизнесменами из Саудовской Аравии, многие из которых напрямую были связаны с бен Ладеном и его родственниками. Шаг за шагом разжевывая то, что он считает истиной, Мур приходит к выводу: война в Ираке была развязана для того, чтобы скрыть многочисленные просчеты ("не читал докладов ФБР про угрозу теракта") и преступления ("привлекал в свои проекты инвестиции из Саудовской Аравии") Буша и его партнеров по бизнесу. "Наши дети погибают за вашу нефть" - тема в общем-то не новая, но подана она с большой убедительностью.

Мур использует все способы манипуляции зрителем, какие только можно использовать в документалистике: на запись инаугурации президента накладывает траурную музыку, выдирает наиболее вопиющие цитаты из богатого бушевского наследия, ненавязчиво обращает внимание зрителя на пустые глаза и бессмысленное выражение лица американского президента, приправляет повествование фрагментами из сериала "Даллас" и ужастиков про Дракулу, говоря об 11 сентября, показывает заплаканных людей, с земли смотрящих на небоскребы, и от сатиры переходит к патетике ("Почему мы разбомбили страну, которая никогда не нападала на нас, никогда не уничтожала американских граждан?"). Своего Мур добился: каждое появление Буша на экране, каждую его реплику публика в зале встречает хохотом.

Мур наносит Бушу смертельные удары, его слова звучат правдоподобно, но во время просмотра и во время разговора с режиссером не покидает ощущение, что на самом деле все это не имеет никакого отношения ни к Ираку, ни к Бушу, ни к простодушным американским гражданам, ради которых якобы и затевался "Фаренгейт". Мозг сопротивляется лобовой пропаганде Мура - его идеология кажется не меньшим тоталитаризмом, чем идеология, с которой он борется. Президент Буш глуп хотя бы потому, что в одном из эпизодов кричит Муру: "Найди себе нормальную работу!" Мур все уже нашел - он главный профессиональный диссидент главной мировой супердержавы и самопровозглашенный носитель единственно верного учения.

На Лазурном берегу увлеклись политикой

Красные флаги на набережной Круазетт и политическое противостояние США и Франции, уже ставшее общим местом массовой культуры и подарившее Голливуду образ "плохого лягушатника", возбудили у каннской публики интерес к политике и политической истории. В воскресенье толпа журналистов пыталась прорваться на фильм дебютанта Нильса Мюллера "Убийство Ричарда Никсона" с Шоном Пенном в главной роли. Один из американских журналистов, стоящий в очереди перед входом в зал, пошутил: "Если бы фильм назывался "Убийство Джорджа Буша", народу пришло бы в два раза больше". Шон Пенн играет коммивояжера Сэма Бики, реального персонажа, который в дни Уотергейтского скандала пытался совершить покушение на 37-го президента США Ричарда Никсона, подорвавшего, по мнению Бики, международную репутацию страны.

В начало семидесятых возвращает и другой участник официальной внеконкурсной программы - фильм "Сальвадор Альенде" известного чилийского документалиста Патрицио Гусмана. В картине Альенде предстает великим мечтателем, человеком, на короткий миг давшим своим согражданам надежду на свободу и независимость. Гусман говорит о том, что свержение Альенде и последующие семнадцать лет диктатуры и сейчас переживаются чилийскими интеллектуалами как личная трагедия. Убийство Альенде стало их собственным (об этом, кстати, была и новелла британского режиссера Кена Лоуча в киноальманахе "11 сентября", получившая специальный приз на Венецианском кинофестивале 2002 года). Прошлогодняя война в Ираке, которой во многом посвящен фильм Майкла Мура, в этом контексте представляется очередным вмешательством США во внутренние дела постороннего государства - в семидесятые Никсон спровоцировал путч в Чили, в начале двадцать первого века Буш вторгся в Афганистан и Ирак.

Комментарии
Прямой эфир