Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Набиуллина заявила о необходимости сохранять жесткую ДКП для снижения инфляции
Политика
Путин и Уиткофф обсудили возможность возобновления прямых переговоров РФ и Украины
Мир
Мишустин указал на рост товарооборота с Таджикистаном
Экономика
Патрушев сообщил о выделении более 450 млрд рублей на геологоразведку в 2024 году
Мир
Трамп заявил о понимании Зеленским того, что Крым останется в составе России
Экономика
ЦБ РФ понизил прогноз по росту мировой экономики
Общество
Дело об убийстве генерал-лейтенанта Москалика передали в центральный аппарат СКР
Мир
Трамп назвал хрупкой ситуацию в переговорах по урегулированию на Украине
Мир
Евродепутат Вилимский призвал ЕС прекратить спонсировать военные конфликты
Мир
СМИ заявили об отмене пошлин на некоторые американские полупроводники в Китае
Мир
Шойгу обвинил Запад в провоцировании гуманитарных кризисов и вооруженных конфликтов
Экономика
ЦБ РФ увидел возможность снизить ключевую ставку при укреплении рубля
Мир
Латвия намерена разместить оборонительные сооружения на границе с Россией
Мир
Россия и Турция подчеркнули необходимость нормализации ситуации в Сирии и Газе
Общество
Пепловое облако от извержения вулкана Безымянный достигло столицы Камчатки
Спорт
Медведев вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде после снятия соперника с турнира
Экономика
Эксперты рассказали о росте индекса стоимости на элитном рынке недвижимости

Движение и затухание

Во вторник премьер Михаил Фрадков назначил новых руководителей правительственных комиссий. Ключевые возглавили вице-премьер Александр Жуков и глава аппарата Белого дома Дмитрий Козак. Однако премьерские планы радикально "срезать" малоэффективные "наросты" выполняются не полностью - обещание сохранить из 220 правительственных комиссий "не больше десяти", причем только общественно значимых, снова начинает тонуть в болоте бюрократических исключений. "Особая важность и значимость проблемы" ломают универсальность механизмов еще до того, как их запустили. Вице-премьер Александр Жуков, как и ожидалось, утвержден главой правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Он будет лицом правительства в Думе, благо он ее хорошо знает изнутри. Глава аппарата Белого дома Дмитрий Козак возглавит комиссию по административной реформе, которую при Михаиле Касьянове возглавлял Борис Алешин
45
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Во вторник премьер Михаил Фрадков назначил новых руководителей правительственных комиссий. Ключевые возглавили вице-премьер Александр Жуков и глава аппарата Белого дома Дмитрий Козак. Однако премьерские планы радикально "срезать" малоэффективные "наросты" выполняются не полностью - обещание сохранить из 220 правительственных комиссий "не больше десяти", причем только общественно значимых, снова начинает тонуть в болоте бюрократических исключений. "Особая важность и значимость проблемы" ломают универсальность механизмов еще до того, как их запустили.

Вице-премьер Александр Жуков, как и ожидалось, утвержден главой правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Он будет лицом правительства в Думе, благо он ее хорошо знает изнутри. Глава аппарата Белого дома Дмитрий Козак возглавит комиссию по административной реформе, которую при Михаиле Касьянове возглавлял Борис Алешин. В комиссии были фактически два сопредседателя - от правительства и Кремля. Козак был от Кремля, стал - от правительства. Поэтому источники в Белом доме предполагают, что теперь администрация президента должна назначить своего представителя на вакантное место. Вариантов немного: очевидно, им может стать либо помощник президента Игорь Шувалов, либо свеженазначенный руководитель Экспертного управления Аркадий Дворкович.

Предполагается, что административная комиссия начнет работать уже в этом месяце, тем более задач у нее еще - множество. Во-первых, написать и утвердить регламенты министерств и ведомств. Срок их представления, кстати, истек 20 апреля, однако, очевидно, по части служб принятие документов будет отложено, в связи с тем что к концу мая некоторые службы либо ликвидируют, либо переподчинят другим органам власти. Соответствующие предложения сейчас готовятся.

Сразу выстроить правильную и эффективную систему органов власти не получилось: все оказалось в прямом подчинении министерств, но если где-то это можно пережить и даже оправдать (например, в сфере культуры, обороны, отчасти науки), то, скажем, в ресурсных отраслях, образовании и общеэкономическом регулировании это оказалось порочным: сами себе законы устанавливаем, сами контролируем, сами наказываем провинившихся, сами рисуем благостные показатели, разумеется, своей же "эффективной" работы.

Белый дом хочет исправить огрехи сразу после майских праздников, инаугурации президента и переназначения ключевых чиновников.

Во-вторых, комиссии предстоит сделать то, чем Козак начал заниматься примерно год назад еще в администрации: перераспределить по уровням власти собственность, проинвентаризировать ГУПы, часть обязательств забрать у регионов в центр вместе с деньгами (например, выплаты ветеранам труда, как говорят, губернаторы с радостью отдадут Москве), часть, наоборот - отдать на места. Работа тяжелая и склочная: там, где деньги, собственность и власть, - всегда трудно. Кроме того, в планах власти - приватизировать то, что государству не нужно, будь то здания или пакеты акций предприятий, оставив лишь необходимое или стратегическое. Тут можно смело предполагать, что от ведомств немедленно пойдут письма и заявления, что все необходимо сохранить, потому что "жизненно необходимо", "работает на обеспечение безопасности страны", в крайнем случае - составляет "стратегический запас" и "национальное достояние".

Третье, что должны сделать Кремль, правительство и Дума за ближайшие месяцы, - внести колоссальное количество изменений в законы о милиции, таможне, правительстве и т.д. - в общем, в весь нормативный блок, регулирующий права и обязанности органов власти в их новом качестве и структуре. Чиновники уже приводили цифры: 900 функций ведомств признано избыточными или дублирующими, следовательно, от них нужно отказаться - либо через регламенты, либо через законы.

Изменений требуют как минимум 150 действующих законов. Плюс к ним в ближайшее время - на сей счет уже нет сомнений - добавятся изменения, касающиеся силового блока, реформа которого заявлена и начнется, очевидно, после официального вступления президента в должность на второй срок - 7 мая. Так что обеим комиссиям - и Жукова, и Козака - хватит работы на все лето и осеннюю сессию парламента. Кроме того, напомним, что помимо "административных" законов в Думу будут поступать экономические - от проекта бюджета на 2005 год до законопроектов по недропользованию и накопительной системы жилья для военнослужащих (эти темы в числе приоритетов недавно обозначал сам Владимир Путин на встрече с думцами).

Между тем уже появились первые признаки того, что работа новой структуры исполнительной власти, еще толком не начавшись, вновь зарастает болотной ряской: помимо назначения на комиссии двух ключевых чиновников, Фрадков создал при правительстве комиссию по вопросам международной гуманитарной и технической помощи (ее также возглавил Жуков), комиссию по делам ЮНЕСКО (глава - министр иностранных дел Сергей Лавров). Министр культуры Александр Соколов стал председателем комиссии по религиозным объединениям (прежде комиссию возглавляла Галина Карелова, ныне отбывшая в Минздрав). Решено также образовать комиссию по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов - ее возглавит профильный министр Алексей Гордеев.

Еще 6 комиссий Михаил Фрадков замкнул на себя: по военно-промышленным вопросам, по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, Морскую коллегию. Совет по предпринимательству, существовавший при прошлом кабинете, преобразован в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. Образована комиссия по экономической интеграции (обычно такие органы создавали страны Восточной Европы, вступающие в ЕС, о чем Россия явно не помышляет), наконец, Фрадков стал руководителем еще и комиссии по ВТО.

Пожалуй, насущностью и комплексностью темы можно объяснить появление лишь двух комиссий: по конкурентоспособности (на ней можно обсуждать любые экономические инициативы, привлекать бизнесменов, гражданские организации для экспертизы идей и достигать своеобразного консенсуса) и ВТО, поскольку вступление в мировой торговый союз для России крайне важен. Хотя с тем же успехом тематику ВТО, например, можно обсуждать на комиссии по конкурентоспособности или, наоборот, конкурентоспособность обсуждать на комиссии по ВТО - темы не то чтобы родственные, но во многом идентичные.

Что же касается отраслевых комиссий, которые кабинет намеревался ликвидировать, то здесь большого успеха пока не наблюдается. По сведениям "Известий", различные руководители и ведомства развили такую лоббистскую активность в деле сохранения комиссий, что кабинет явно не устоял перед их напором. Судя по всему, не помогли сохранить "чистоту" административной идеи и в Кремле. Впрочем, там сейчас заняты иными насущными темами, включая работу над Посланием и реформу силового блока, поэтому, возможно, они сочли "комиссионную" тематику не жизненно важной, а то и вовсе полезной: дескать, пусть будет площадка для выпускания бюрократического пара. Справедливости ради стоит добавить, что тем же поставлением 146 комиссий Фрадков все же ликвидировал. Однако не исключено, что в ближайшем будущем часть из них возродится. Посмотрим.

Фрадков сам говорил об индикаторах эффективности работы отраслей и ведомств. И помимо числа комиссий (которые, кстати, годами служили не просто "токовищем", а средством для принятия последующих отраслевых решений, зачастую сугубо лоббистского свойства) еще одним индикатором должно скоро стать число федеральных целевых программ, которые к 15 июня поручено перетряхнуть Минфину совместно с Минэкономразвития, чтобы в бюджет-2005 заложить лишь ключевые. Следующие "замеры" можно будет проводить уже осенью и зимой, когда будут (или не будут) внесены изменения в законы, по которым министерства и ведомства начнут работать уже в новых рамках, с новыми четко прописанными функциями и полномочиями.

Однако по властным коридорам бродят новые "креативные" идеи: в частности, создать в аппарате Белого дома специальный департамент по межбюджетным отношениям (хотя чиновники заверяют, что до этого все-таки не дойдет) и агентство по прорывным технологиям. Последняя идея, как говорят, принадлежит самому премьеру и объясняется исключительно желанием поскорее осуществить технологический прорыв в стране. Однако, следуя такой логике, нужно немедленно создать министерство удвоения ВВП, ввести пост вице-премьера, скажем, по формированию среднего класса, назначить спецпредставителя по борьбе с бедностью. В общем, логику назначения чиновников, ответственных за проблему (решение которой кроется совсем в других подходах и механизмах), можно продолжать до бесконечности.

"Это кинематика! Трение рождает движение", - радостно воскликнул недавно высокопоставленный правительственный чиновник, перефразируя постулат "в спорах рождается истина". Отнюдь. Не всегда. Физика знает и другое явление: именно трение приводит к полному затуханию колебаний. В этом сегодня главная опасность для идеологов создания в России эффективной госмашины.

"Ни один боевой штык сокращаться не будет"

Каким образом будет происходить административная реформа в Министерстве обороны - станет ясно до конца месяца, сообщил во вторник журналистам глава ведомства Сергей Иванов. По его словам, радикальных перемен ждать не стоит: это будет скорее "оптимизация структуры", нежели полноценная реформа. Количество заместителей министра (сейчас их девять) будет сокращено, но не до двух, как напрашивается по аналогии с гражданскими ведомствами. Отвечая на вопрос "Известий", Иванов пояснил: в структуре МО это невозможно и нецелесообразно. В основном потому, что на вертикали заместителей построены многие элементы управления вооруженными силами. "Это не чиновники, а начальники. В соответствии с уставами, и наставлениями только перечисленные в них должностные лица вправе отдавать определенные приказы, например, абсолютно везде есть заместитель по вооружениям - от министерства и до батальона", - сказал Иванов. Он выразил уверенность, что "никто не будет ломать структуру военного управления, поскольку это чревато потерей управления войсками".

Сокращение замов будет "точечным": "Недавно Михаил Дмитриев, который назначен директором Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству, лишился должности замминистра", - пояснил Иванов. На вопрос о точном количестве замов в обновленной структуре Минобороны глава ведомства отвечать отказался.

В рамках самооптимизации в министерстве может впервые появиться юридически закрепленное понятие центрального аппарата. Какие органы военного управления войдут в него, еще предстоит определить. Иванов обещает, что аппарат в любом случае будет чрезвычайно компактным: не более 0,1 процента от общей численности подчиненных министерства, то есть около 10 тысяч человек. Во всех гражданских ведомствах даже после реформы федеральные аппараты оказываются намного больше, поясняют в окружении министра, в среднем около 2 процентов. Все предложения по реформированию целиком и полностью сформированы в самом Минобороны, теперь они, по словам Иванова, ждут президентского утверждения.

Что касается общей численности гражданского персонала и военнослужащих Минобороны, то они меняться не будут, заверил министр. Радикальное сокращение было проведено еще до начала административной реформы, и "теперь ни один боевой штык, ни один солдат или офицер сокращаться не будет. Прежде всего я говорю о частях постоянной готовности", - уточнил Сергей Иванов. Он напомнил, что "на Министерство обороны в рамках административной реформы возложены новые функции, поскольку в его структуре созданы три федеральные службы (по гособоронзаказу, военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю. - "Известия") и одно федеральное агентство (по специальному строительству. - "Известия")". Сейчас идет работа над подготовкой положений об этих структурах и нового положения о министерстве в целом.

Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Юрий ШВЕДОВ

Госдума решила пополнить бюджет за счет иностранцев

Госдума увеличила размер штрафов за нарушение режима пребывания в стране иностранцев и лиц без гражданства. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях были приняты сразу во втором и третьем чтении на пленарном заседании во вторник. При необходимом минимуме в 226 голосов за принятие поправок выступили 387 депутатов. Голосовавших "против" и воздержавшихся не было.

Теперь размер штрафов за несоблюдение иностранцами и лицами без гражданства режима пребывания в стране, порядка регистрации, транзитного проезда увеличится с 5-10 минимальных зарплат (МРОТ) до 10-15 МРОТ соответственно. То есть в среднем несоблюдение вышеназванных транзитных правил, предусмотренных миграционным законодательством, будет теперь стоить иностранцам-"нарушителям" на 500 рублей дороже.

"Это, конечно, не панацея", - отметил заместитель главы Федеральной миграционной службы Михаил Кравченко. Но, по его мнению, определенную пользу в борьбе с незаконной миграцией повышение штрафов принесет. Кравченко сообщил, что ежегодно за счет "миграционных" штрафов местные бюджеты субъектов федерации в среднем пополняются на 600-900 миллионов рублей.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности