Российским дипломатам и военным удалось договориться с Брюсселем о том, что в результате расширения НАТО в Европе не останется "серых зон", свободных от контроля над вооружениями, - об этом заявил в воскресенье официальный представитель российского МИДа, комментируя итоги брюссельского заседания Совета Россия-НАТО, впервые прошедшего в составе 27 членов.
В канун заседания Совета, завершившегося в пятницу поздно вечером, министр иностранных дел Сергей Лавров и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер обменялись письмами, в которых подтверждают "разоруженческий" статус-кво в условиях присоединения к Североатлантическому альянсу семи новых членов. Страны блока заверили Россию в том, что четыре "новобранца" - Словения, Латвия, Литва и Эстония, не присоединившиеся к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), присоединятся к нему после того, как этот договор вступит в силу, а до тех пор будут соблюдать его положения, сказал "Первому телеканалу" "рупор" российского МИДа Александр Яковенко.
Генеральный секретарь НАТО уведомил, что на семь присоединившихся 29 марта к НАТО стран распространяются все политические договоренности, которые были до этого достигнуты между Россией и НАТО, в том числе и договоренности, вытекающие из Мадридского заявления министров иностранных дел России и стран альянса от 4 июня 2003 года. Иными словами, на территории стран - "новобранцев" альянса не будут размещаться ядерное оружие и склады для размещения этого оружия, а также иная инфраструктура для этих целей. Не будет там размещаться и существенное количество техники и вооруженных сил на постоянной основе. Руководство НАТО также заверило, что новые члены блока будут иметь только те вооруженные силы, которые необходимы для их реальной обороны.
А уже в ходе заседания Совета Москве были даны обещания, что Латвия, Литва, Словения и Эстония, пока не охваченные ДОВСЕ, присоединятся к нему после вступления этого договора в действие. А до тех пор они будут руководствоваться принципами ДОВСЕ и соблюдать уровни тяжелых вооружений, установленные для этого региона этим договором.
Лучше политически обязывающие, чем никаких
Все эти обещания и заверения, строго говоря, не относятся к международно-правовым договорным обязательствам. Однако они носят характер политически обязывающих, что на Смоленской площади считают ничуть не менее важным.
- Заверения в этом мы получили, - подчеркнул по завершении брюссельского заседания Сергей Лавров, - и на данном этапе российскую сторону такие заверения удовлетворяют.
Россия и 26 членов альянса также заверили друг друга в намерении активнее идти к ратификации адаптированного ДОВСЕ. Пока договор не ратифицирован, присоединиться к нему невозможно, - его текст такого просто не предусматривает. Когда это станет возможно - здесь мнения сторон расходятся.
Ратификации ничто не препятствует, считают в Москве. Российские юридические обязательства по ДОВСЕ выполнены, некоторые даже досрочно. Западные партнеры с этим не согласны: они включают в число "стамбульских обязательств" 1999 года и двусторонние договоренности России с Грузией и Молдавией, согласно которым наша страна обещала, в частности, завершить переговоры об условиях и сроках пребывания российских баз на территории Грузии. Сегодня это обещание натовские новобранцы пытаются трансформировать совсем в другую международно-правовую категорию - в обязательство о выводе российских войск из Грузии.
- Эстонское правительство несколько раз заявляло о том, что Эстония присоединится к ДОВСЕ, как только это будет возможно технически, - напомнила "Известиям" посол Эстонии в России г-жа Карин Яани. - Очевидно, что техническая возможность появится не скоро. Наиболее реалистичный срок для завершения переговоров о выводе баз - от 5 до 8 лет.
И, конечно, напевать лучше хором
Впрочем, на данном этапе российская сторона предпочитает акцентировать внимание не на предстоящих сложностях, а на достигнутом согласии и на новых направлениях сотрудничества. Генеральным путем развития отношений с НАТО, отметил в пятницу президент Владимир Путин в ходе рабочей встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, является Совет Россия-НАТО.
В рамках сотрудничества по линии Совета действует более 20 совместных рабочих групп. Степень доверия сторон друг к другу такова, что некоторые из разработок даже получили гриф секретности. Возможно, именно с этим связано то обстоятельство, что журналистам порой не удается даже выяснить, какие российские и натовские структуры участвуют в деятельности той или иной группы, не говоря уж об итогах этой деятельности.
Впрочем, по ряду направлений сближение вполне осязаемо. Уже в текущем году Россия и НАТО подпишут соглашение "О статусе сил" - оно урегулирует юридические вопросы размещения на территории России и государств альянса армейских подразделений и военной техники друг друга, сообщил в воскресенье министр обороны Сергей Иванов. "Документ позволит подразделениям НАТО с военной техникой пребывать на нашей территории, а нашим на территории стран - членов альянса", - сказал Иванов. Это соглашение готовится в рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, пояснил министр.
Аналогичным образом будет решаться и вопрос о транзите через российскую территорию военных грузов блока, направляемых в Афганистан. Ранее Россия предоставила возможность такого транзита Германии, напомнил Иванов, а сейчас близка к подписанию аналогичного соглашения с Францией, сообщил министр обороны. Правда, он тут же не преминул напомнить, что "проблема российского военного транзита в Калининград, то есть на свою же собственную территорию, до сих пор не решена". И зависит ее решение в первую очередь от Литвы, только что вступившей в альянс. Пока, впрочем, этот вопрос обсуждается исключительно в двустороннем порядке.
Международных договоренностей и переговорных площадок становится все больше, и в дипломатических кругах все чаще задумываются о необходимости их каким-то образом организовать. На прошедшем заседании Совета Россия-НАТО по инициативе России был поставлен вопрос о целесообразности идти по пути координации усилий НАТО, Евросоюза и России в выработке и реализации политики в сфере безопасности и обороны на европейском континенте. Эти усилия "сейчас не состыкованы, и необходимо уже сегодня думать о том, как обеспечивать безопасность на паритетных началах", подчеркнул по окончании заседания Совета Сергей Лавров. И обозначил перспективу:
- Мы считаем, что пришло время начать процесс создания общих структур сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на европейском континенте.