Полнометражный дебют, фильм "Реконструкция", принес режиссеру Кристофферу Боэ "Золотую камеру" в Канне и еще с десяток наград от других фестивалей. Сразу после российской премьеры "Реконструкции" Кристоффер БОЭ ответил на вопросы корреспондента "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ.
- Ваш фильм представлял Данию на "Оскаре". Насколько для вас были важны выбор оскаровского комитета, "Золотая камера" и призы вообще?
- Пока я работал над фильмом, за мной пристально следили каннские отборщики. Слава богу, они работали не зря, и "Реконструкция" получила награду. Что касается "Оскара", я рад, что фильм не попал в номинацию. Не хотелось бы, чтобы кино, которое я снимаю, заканчивалось "Оскаром".
- В чем причина того, что именно в вашей стране родилось самое значительное кинематографическое движение последнего времени - датская "Догма"?
- Ларс фон Триер.
- То есть это не кинематографические традиции, не школа, а гений одного человека?
- Да. Он сам создал новую школу и новые традиции, благодаря которым и осуществился датский прорыв. Это не значит, что фон Триер смог бы все сделать в одиночку. Многие свои картины он снимал с одним и тем же оператором и режиссером монтажа. Датская волна многим обязана тому факту, что в нашей стране существуют подготовленные специалисты, разделяющие взгляды режиссера-новатора. Мне повезло, потому что из киношколы я вышел с готовой командой единомышленников. Мой продюсер, мой оператор, мой звукорежиссер - мы собрались, чтобы сделать "Реконструкцию" и все последующие фильмы.
- "Реконструкция" - это игра и со зрителем, и с героями: вы ставите им различные ограничения, придумываете условия - "Это проверка для их любви", "Если он обернется, она исчезнет"...
- От чего зависит судьба человека? От него самого, от его действий, любви? Или это всегда рок, фатум? Где тогда искать выход из той или иной ситуации? Мне хотелось снять фильм о фаталистическом взгляде на мир. При этом важное значение для меня имеет такое понятие, как "конструкция": конструкция самого чувства, конструкция развития этого чувства - на этом строится моя игра со зрителем.
- Зачем в "Реконструкции" появляется фокусник, эдакий заклинатель, который удерживает застывшую в воздухе сигарету?
- Это метафора, которая обозначает очень простую вещь - магию кино.
- Вы снимали фильм на кинопленку. Режиссеры, переходящие с пленочных технологий на цифровые, жалуются, что цифровая камера убивает магию кино...
- Я согласен, хотя это сложный вопрос. Неподходящее освещение, другие технические факторы - все это работает на уничтожение магии. Да, в цифровом искусстве волшебство исчезает.
В "Реконструкции" любовь разрушают и создают заново
Фильм Кристоффера Боэ бессмысленно пересказывать при помощи повествовательных предложений. Употребленное режиссером словосочетание "магия кино" применительно к "Реконструкции" перестает быть банальностью, ироническим обозначением того, чего не сыскать в темноте кинотеатра. Химическая реакция выглядит волшебством, но ее можно разложить на формулы - именно этим и занимаются создатели "Реконструкции". Главный герой Алекс, константа в уравнении Боэ, вместе со своей девушкой Симоной возвращается с семейного ужина, но в метро видит незнакомку и неожиданно, без всяких объяснений, устремляется за ней. После ночи, проведенной в баре и гостиничном номере, он возвращается домой, но ни соседи, ни Симона его не узнают. Внезапное чувство вступает в непредвиденную реакцию с реальностью - Алекс не может понять, преобразился или исказился окружающий его мир. На протяжении фильма герою еще несколько раз придется пережить подобные превращения, заставляющие зрителя смеяться, недоумевать и усилием воли удерживать участившееся биение сердца. В финале сквозной персонаж, заклинатель сигареты, растворится в табачном дыму, а голос за кадром произнесет окончательный приговор: "Даже искусственные конструкции способны причинить боль".
Самый значительный после фон Триера
Тридцатилетний режиссер Кристоффер Боэ закончил университет Копенгагена и Национальную киношколу Дании. Внимание к себе Боэ привлек уже своей дипломной работой - короткометражным фильмом "Беспокойство", принимавшим участие в "Неделе критики" в Канне. Картина была снята Кристоффером вместе с товарищами по киношколе - они объединились в группу "Боэ и компания" для работы как над "Беспокойством", так и над полнометражным дебютом режиссера, фильмом "Реконструкция". После каннского успеха картина получила с десяток призов на других фестивалях, а самого Боэ западная критика назвала самым значительным открытием скандинавского кинематографа после Ларса фон Триера.