На российский рынок - напрямую - впервые выходит один из главнейших голливудских прокатчиков, которого зрители знают по фильмам голливудских студий Paramount и Universal, Dreamworks SKG. С председателем правления и шефом UIP, кавалером ордена Британской империи Стюартом ТИЛЛОМ побеседовал кинообозреватель "Известий" Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ.
- Сэр Тилл, можно ли начать с личного вопроса: как становятся крупнейшими голливудскими бизнесменами? И поскольку вы несколько засекреченная фигура (по крайней мере для нашей публики), верно ли, что вы тот самый Стюарт Тилл, который как кинобизнесмен стоял у истока целого ряда знаковых картин последнего десятилетия, от "Четырех свадеб и одних похорон" до "Фарго" братьев Коэнов и от картин Майкла Уинтерботтома до недавнего "оскаровского" хита "Дом из песка и тумана"? Или речь о вашем однофамильце?
- Нет, это я. С 92-го по 98-й я был президентом международной компании Polygram (на тот момент - главной прокатной и аудиозаписывающей компании Европы. - "Известия"). И мы действительно сделали тогда массу картин, которыми можно гордиться. Не только те, которые вы упомянули. Но и, например, "Ноттинг-Хилл". Или, если говорить о фильмах братьев Коэнов - вы их любите? - "Большого Лебовски". А что касается Майкла Уинтерботтома, то у нас всегда были особые взаимоотношения, именно поэтому, даже не имея к этому профессионального принуждения, я был исполнительным продюсером многих его лент: "Джуда Незаметного", "Я люблю тебя", "Уандерленда".
- Что изменится с непосредственным выходом компании UIP на российский рынок?
- Хороший вопрос. Наипервейшее стремление для нас - сохранить все те преимущества, которых достигла компания "Ист-Вест". Но мы привнесем свои маркетинговые знания: тот опыт, который мы приобрели от проката голливудских картин на других территориях. Теперь вы сможете смотреть наши фильмы раньше - одновременно с Великобританией, Германией и Францией. Но поскольку мы открыли именно российский офис, мы также надеемся, что станем и прокатчиками российских фильмов.
- Насколько известно, штат российского представительства компании UIP составят бывшие сотрудники вашего российского посредника - компании "Ист-Вест". Обычно в случае прихода западной компании на наш рынок назначается шеф-наблюдатель с Запада, который начинает дрессировать сотрудников-россиян. Будет ли у вас такой представитель?
- Нет, я абсолютно доверяю менеджменту "Ист-Веста". Единственное: будет осуществляться общий контроль из Лондона. Юджин Бегинин (Евгений, понятно. Глава "Ист-Веста". - "Известия") останется нашим номером один в России. Поскольку у нас около сорока представительств в разных странах мира от Европы до Азии мы давно поняли, что нужно доверять местному руководству. Они лучше знают свой рынок.
- Почему все-таки вы решили рискнуть работать на российском кинорынке?
- По простой причине: он становится очень крупным. Как всякое бизнес-решение, это смесь возможности и необходимости. К 2006 году российский кинорынок должен превзойти рынки Скандинавии и Бенилюкса. Учтите при этом, что мы уже сейчас имеем целый ряд отделений на этих территориях: в Бенилюксе - в Бельгии и Голландии, в Скандинавии... Почти в каждой стране: Стокгольме, Копенгагене, Осло... Как мы могли проигнорировать Россию? Это было бы сумасшествием. Вместо того чтобы платить гонорары компании "Ист-Вест" за прокат наших картин, мы, естественно, решили сделать эту компанию своей и платить сотрудникам зарплату. "Ист-Вест" же, со своей стороны, получит в такой ситуации большую безопасность и стабильность.
- Каким вы представляете российский кинорынок в упомянутом вами идеальном 2006 году? Какие сборы он принесет и на какую долю от них вы рассчитываете?
- Общие сборы составят, надеюсь, миллионов четыреста долларов (пока составляют двести. - "Известия"). И я хотел бы получить от этого 20-25 процентов. И, конечно, мы бы желали стать здесь самыми мощными прокатчиками: это именно та позиция, которую мы имеем или предпочитали бы иметь на большинстве национальных рынков.
- Но сейчас вы не являетесь самой крупной в России прокатной компанией, проигрывая "Каро", "Каскаду" и "Гемини". Не связано ли это с тем, что то же "Каро" владеет собственной прокатной сетью и сориентировано прежде всего на собственные фильмы, предоставленные другой голливудской компанией - Warner? Не боитесь ли вы, что конкурентные прокатные сети начнут элементарно зажимать ваши фильмы? Не хотите ли вы завязать особые отношения с какой-то эксклюзивной прокатной сетью?
- Нет, я не верю в сопротивление со стороны какой-либо прокатной сети. Мы собираемся предложить суперфильмы и очень-очень агрессивную рекламную поддержку для них. И, кроме того, очень справедливые деловые условия. Противостоять этому со стороны главных киносетей будет глупостью.
- Будете ли вы развивать собственную прокатную сеть? Учитывая, в частности, то, что один из учредителей вашей компании - Paramount владеет крупными сетями кинотеатров, например, во Франции. В Париже каждый третий кинотеатр принадлежит Paramount.
- Нет, Paramount развивает свою сеть кинотеатров помимо нас, и это совсем иной бизнес. Мы - прокатчики. Они - показчики любых картин, в том числе и тех, которые на определенных условиях предоставляем им мы. Что до компании "Каро", которая действительно связана с Warner и которой принадлежит крупнейшая сеть кинотеатров России, она сделала большие деньги на прокате принадлежавших ей "Гарри Поттера" и "Властелина колец", но к 2006-му ей понадобятся другие блокбастеры, и, вполне возможно, их сможем предоставить именно мы.
- Не пугает ли вас, что в российской Думе периодически возникают разговоры о квотах на американское кино? Хотя президент Путин высказался против них.
- Я только могу сказать, что я против квот в любой стране. Потому что рынок - это свободное волеизъявление. И не может давать предпочтений кому-то из потребителей. Зритель имеет право выбирать, что ему смотреть. Но, разумеется, каждая страна должна на государственном уровне поддерживать свою культуру и, в частности, свой кинематограф. В Великобритании, где я живу, есть для этого Британский совет. И он, в частности, выделяет до девяноста миллионов долларов на поддержку в местном прокате британского кино. Я говорю о долларах, хотя речь, разумеется, о фунтах стерлингов. Я заместитель председателя в той комиссии Британского совета, которая распределяет деньги на поощрение британских фильмов. Соответственно я могу понять и оценить любые стремления российской киноиндустрии добиться наибольшего успеха и обещаю, что мы будем этому содействовать.
- Каким образом? Действительно ли вы собираетесь не только прокатывать российские картины, но и продвигать их за границу?
- Безусловно. Другое дело, что у нас пока нет определенных договоренностей. Русские продюсеры пока что к нам не приходят, что легко объяснимо: мы только что вышли на ваш рынок. Но мы уже начали присматриваться к наиболее успешным российским фильмам, чтобы понять, какие именно из них и почему собирают хорошие деньги здесь и какие могли бы быть успешны, скажем, в Западной Европе. Например, лично мне интересен успех фильма о крушении подводной лодки "72 метра", который, по официальным данным, уже заработал в российском прокате два миллиона долларов. Думаю, что мы могли бы прокатывать за рубежами вашей страны один или два наиболее успешных российских фильма ежегодно. Одновременно, как любитель настоящего кинематографа, я был мечтал привозить сюда лучшие арт-фильмы из Испании, Италии, Германии, Франции.
- Планируете ли вы при этом вкладывать деньги в производство российских фильмов, тратя на это часть доходов от проката здесь голливудских картин?
- Я все-таки представляю прокатную компанию, хотя, как вы уже знаете, имею некоторый опыт кинопроизводства. Задача нашей компании: увеличивать количество доходов именно от проката.
- Есть ли у вас прогноз: какая следующая голливудская прокатная компания пойдет на наш рынок (ходят слухи, что либо "Уорнер Бразерс", либо "XX век. Фокс". - "Известия").
- У меня нет предсказаний. Но я буду рад появлению на рынке любой из них. Даже несмотря на то, что каждая станет нам конкурентом. Ведь именно мы начинаем на уровне "зеро", то есть нулевом. Мы (тут "Известия" дают не дословный, но понятный перевод) торим путь.
"Миссию невыполнима-3" и нового "Кинг-Конга" покажут в России раньше
До сего дня UIP, как и другие главные голливудские компании, прокатывала свои фильмы в России через эксклюзивных российских посредников: UIP взаимодействовала с компанией "Ист-Вест", "XX век. Фокс" и "МГМ" - с "Гемини", "Уорнер Бразерс" и "Нью Лайн" - с "Каро Премьер", "Дисней", "Коламбия Пикчерз" и "Трай Стар" - с "Каскадом". Отметим, что до восьмидесяти пяти процентов доходов от проката у нас голливудских картин остается в России.
Прямой выход на наш рынок UIP означает, что Голливуд окончательно осознал перспективы кинобизнеса в России. В этом и следующем году компания намерена выпустить у нас блокбастеры, включая "Шрека-2", "Звонок-2", "Миссию невыполнима-3" (с неизменным Крузом), четвертого спилберговского "Индиану Джонса", еще один фильм Спилберга "Терминал" с Томом Хэнксом, "Кинг-Конга", которого начинает снимать создатель "Властелина колец" Питер Джексон, второй "Дневник Бриджет Джонс", второго "Борна" (обозреватель "Известий" наблюдал вчера недомонтированную, но эффектную автопогоню гаишников и неких злодеев за спецагентом Борном-Деймоном, снятую на улицах Москвы и даже на фоне собора Василия Блаженного), etc., в том числе новые картины Жан-Жака Анно, Майкла Манна (речь идет о "Соучастнике" с Томом Крузом), Джонатана Демми, Сидни Поллака, Кэмерона Кроу.