На наши экраны выходит очередной фильм режиссера и сценариста Амоса Коллека, создателя "Еды и женщин на скорую руку" и "Влюбленной Куинни". В его новой комедии, в "Хэппи-энде" ("Некуда двигаться, только наверх" в американском прокате), главную роль сыграла французская актриса Одри Тоту, которой по-прежнему не удается выйти за пределы образа прославившей ее Амели Пулен.
"Хэппи-энд" - название вполне безликое и необязательное: так можно было бы именовать едва ли не каждый третий фильм, выходящий в мировой прокат.
Между тем, в этом названии - вся суть кинематографического метода Амоса Коллека, израильского мажора, сына иерусалимского мэра и постоянного жителя города Нью-Йорка. Из года в год он придумывает и снимает счастливые истории из жизни персонажей, которые у других артхаусных режиссеров непременно сходили бы с ума, предавались извращениям, совершали преступления или погибали бы самым натуралистическим образом. Не таков Коллек: у него официантка из затрапезного кафе в конце фильма всегда получит неожиданное наследство и откроет собственный модный ресторан, а неизлечимо больной полицейский вместо смерти встретит настоящую любовь.
Именно неоправданный оптимизм Коллека и обеспечил ему армию поклонников во всем мире - собственно, любить его больше и не за что. Имеющий репутацию певца Манхэттена и второго Вуди Аллена, создатель "Хэппи-энда" по части юмора и абсурда до своего старшего коллеги никогда не дотягивал: фильмы Коллека можно назвать милыми, но не более того.
"Хэппи-энд" - еще один пример коллековского кинематографа "на скорую руку". Героиня Одри Тоту, юная особа по имени Вэл Шипзик, мечтает стать актрисой. Для этого она приезжает в Нью-Йорк из неизвестного населенного пункта, расположенного то ли в Швеции, то ли в Иллинойсе, устраивается работать уборщицей, ходит на бесконечные прослушивания и ночует в кустах под окнами жилого дома. На первом этаже обитает сценарист Джек (известный по "Малхолланд Драйву" Джастин Теру), страдающий творческой импотенцией лауреат "Оскара". Его писательский кризис метафорически обозначается при помощи пузырька с "Виагрой": перед тем как сесть за работу Джек проглатывает таблетку знаменитого стимулятора.
Героиня Тоту ведет себя ровно так, как вела бы себя Амели, изгнанная с Монмартра и осевшая на манхэттенских парапетах: совершает мелкие безумия, дерзит невольному соседу, навязывает свои услуги незаинтересованным работодателям и ходит на свидания с продюсером, намереваясь получить роль и сохранить невинность. В "Хэппи-энде" (как и в "Грязных прелестях" Стивена Фрирза, как и в "Любит - не любит" Летиции Коломбани) Тоту снова играет Амели в ее самых злокачественных проявлениях - вздорную, капризную, кокетливую, не очень разборчивую в средствах и склонную к зацикливаниям. Но именно у Коллека, пожалуй впервые, на лице самой знаменитой на свете инженю проступают признаки ее грядущего старения: кажется, пройдет еще несколько лет - и Тоту превратится в суховатую немолодую брюнетку, измученную собственным однообразным репертуаром.
Критика, раскрывающего финал "Хэппи-энда", не в чем упрекнуть: разумеется, конец фильма будет счастливым. Сценарист Джек разглядит в Вэл Шипзик собственную музу, напишет для нее выдающийся сценарий и выведет на сцену кинотеатра "Кодак" - за актерским "Оскаром".
Специфический жанр "кино про кино", как и название "Хэппи-энд", априори несет на себе отпечаток легкой халтурности: очень редко случается так, что режиссер про своих снимает так, что и чужим смотреть интересно. Фильм Коллека в этом смысле трудно назвать удачей. Однако его фирменная легкость, доходящая до небрежности, все же иногда идет картине на пользу: не заботясь о чистоте жанра, он, например, внезапно вводит в "Хэппи-энд" элементы мюзикла. Пожалуй, самой большой удачей фильма становятся не прыжки и ужимки Одри Тоту, а неожиданная ария Дженнифер Тилли, играющей психопатическую лесбиянку-официантку, и финальный канкан всех главных женских персонажей, бонус к хэппи-энду, гораздо более впечатляющий, чем сам "Хэппи-энд".