Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пейзаж после праздников

Первый месяц нового года - особенный для тех, кто делает телевидение. В первую очередь потому, что он наполовину досужий. Именно в эти дни на всех каналах много повторов передач, подготовленных к новогодним праздникам. И телезрители, и телекритики имеют возможность оценить их на трезвую голову... Александр МЕЛЬМАН, "Московский комсомолец": "Школа злословия", кажется, становится "лучом света в темном царстве" для нашей многострадальной интеллигенции. И скоро не смотреть Дуню с Таней будет так же неприлично, как во времена перестройки не прочитать "Детей Арбата". Но вот гостем в "Школе" - наш уважаемый министр труда. Александр Починок - самый совестливый чиновник современной России, потому что в разговоре с собеседником он всегда опускает глаза. Значит, ему стыдно. Вот бы понять - за что?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Первый месяц нового года - особенный для тех, кто делает телевидение. В первую очередь потому, что он наполовину досужий. Именно в эти дни на всех каналах много повторов передач, подготовленных к новогодним праздникам. И телезрители, и телекритики имеют, следовательно, возможность оценить их на трезвую голову. Далее, начиная со второй половины месяца в эфир после зимних каникул постепенно возвращаются политические программы. И они дают пищу для размышлений. Прошедший период, как всегда, оценивался по четырем позициям: 1. Персона. 2. Лучшая программа. 3. Событие. 4. Антисобытие. Евгений КУЗИН, "Газета": 1. В отсутствие более важных телевизионных событий главным остается новогодняя ночь, во время которой удачнее всех выступили REN TV в паре с "Нашим радио", подготовившие "Неголубой огонек". Коктейль из рокеров и поп-звезд получился ярким, необычным, свежим и неожиданно праздничным. К сожалению, имя главного виновника торжества - автора идеи огонька нетрадиционной ориентации - в титрах не указали (по слухам, проект придумала одна из сотрудниц телеканала). Конечно, ничего бы не получилось без продюсеров Дмитрия Лесневского и Михаила Козырева, а также остальных создателей. 2. Самое яркое впечатление оставила последняя программа "Времена" за 2003 год, половину которой Владимир Познер отдал на откуп своему коллеге из "ОСП-Студии" Сергею Белоголовзнеру, а сам стал гостем в своем доме. Эксперимент показал, что хорошая игра со зрителем позволительна даже серьезным аналитическим программам. Самая громкая и ожидаемая премьера января - "Тату" в Поднебесной" на СТС - не оправдала моих ожиданий. Я не увидел ни того, как девушки творят второй альбом (это обещал показать продюсер "Тату" Шаповалов), ни закулисной жизни самой модной в мире российской поп-группы (на это намекал канал СТС), ни реального шоу (как-то нереально и натужно все выглядит). Из неожиданностей отмечу сериальный прорыв НТВ, начатый в середине месяца, - "Мангуст" и "Таксистка" заметно оживили павшие в новогодней битве рейтинги четвертой кнопки. 3. На события январь оказался небогат. Хочется надеяться, что отдохнувшие на заграничных курортах теленачальники с новыми силами возьмутся за улучшение нашего телевидения уже в феврале. 4. Во-первых, в новогоднюю ночь неприятно удивила узость взглядов политических пиарщиков, которые навязали телеканалам бедную по разнообразию картинку - в первые минуты нового года во время исполнения гимна телеканалы показывали по очереди три-четыре статичных плана Кремля. Понятно, что это символ власти. Но гимн - это не ода чиновникам, обитающим за стеной, а главная песня всей страны, которой есть что показать, кроме рабочего места президента. Во-вторых, не обрадовало то, что предвыборная кампания по выборам Владимира Путина началась скандальным сюжетом о подкупе избирателей сторонниками Сергея Глазьева, почему-то показанным только по самым близким к власти телеканалам - "Первому" и "России". Юлия ЛАРИНА, "Огонек": 1-2. Владимир Соловьев и программа "К барьеру!" с участием Брынцалова и Рыбкина, а также Анпилова и Жириновского. Дуэль на НТВ несколько нарушает дворянские традиции: дуэлянты пытаются метить друг в друга, но в итоге либо по неосторожности кончают самоубийством, либо оказываются сражены наповал ведущим Соловьевым. 3. Приторная программа Ирины Зайцевой "Без галстука", которая прежде не сильно вписывалась в сетку оппозиционных каналов НТВ, ТВ-6 и ТВС, наконец-то нашла правильное место - в эфире государственного канала "Россия". В последней передаче особенно удачно был создан светлый образ президента Чечни Ахмата Кадырова. 4. Новый год на телеканалах. Сравнивая новогоднюю ночь с "выборной" (с 7 на 8 декабря), думаешь, лучше бы уж выборы у нас были ежегодно, а Новый год - в 4 раза реже. Александр МЕЛЬМАН, "Московский комсомолец": 1. Елена Ханга. Но не нынешняя, а та белокурая бестия шестилетней давности, которая никогда не краснеет. Повторы "Про это" на МузТВ - подарок. Не эротоманам, нет. Всем нормальным телезрителям. Такой откровенной и в то же время умной и непошлой программы о сексе у нас, кажется, уже не будет. Гляжу на молоденькую Хангу, еще не жену, еще не мать, и так и хочется ее... смотреть, господа. Только смотреть. 2. "Школа злословия", кажется, становится "лучом света в темном царстве" для нашей многострадальной интеллигенции. И скоро не смотреть Дуню с Таней будет так же неприлично, как во времена перестройки не прочитать "Детей Арбата". Но вот гостем в "Школе" - наш уважаемый министр труда. Александр Починок - самый совестливый чиновник современной России, потому что в разговоре с собеседником он всегда опускает глаза. Значит, ему стыдно. Вот бы понять - за что? Тут злословие бы и пригодилось. Но Александр Петрович, оказывается, читал Достоевского, любит импрессионистов и - о, боже! - знает тайну Плащаницы. И наши тетки-девушки этими обширными его познаниями восхищались. Если это была такая ирония , снимаю шляпу! А если это всерьез и надолго, то представляете, какой пост в правительстве должен тогда занимать великий магистр Александр Друзь?! Даже подумать страшно. 3. Регулярное появление на второй кнопке Виталия Вульфа и Владимира Молчанова явно облагораживает "Россию". Хотя за Молчанова обидно: все, что имелось "до и после полуночи", осталось при нем, будто и не было этих полутора десятков лет его безвременья. Теперь Владимиру Кирилловичу, как мальчишке типа Малахова или Комолова, приходится как бы все начинать с начала, обсуждая в дневном ток-шоу всякую попсу. Ему бы, такому породистому, такому интеллигентному, вести вечерний прайм-тайм. "Вести недели", например. Но почему-то уверен, что от столь лестного предложения он вежливо откажется. Побрезгует... 4. Стоило только похвалить Владимира Соловьева, как он тут же расслабился. К примеру, в программе "К барьеру", где героями были Рыбкин и Брынцалов, Соловьев опустился до дешевых вопросов о сумме "содержания", назначенного Борисом Абрамовичем Березовским Рыбкину. А в другом случае, когда Анпилов воевал с Жириновским, Соловьев влегкую присоединился к бузотерам. Но на дружеское обращение от Анпилова "клоун" Владимир почему-то сильно обиделся. Алексей Пушков ("Постскриптум", ТВЦ) получил заказ замочить министра культуры Швыдкого. Задание выполнено. Но как?! В сюжете известный артист и писатель набросились на название тем швыдковского ток-шоу "Культурная революция" (типа "Пушкин безнадежно устарел"). И делали выводы в лучших традициях газеты "Завтра". Если люди не понимают, что такое интеллектуальная провокация и самоирония, их стоит пожалеть. А если это просто глупость?.. Надежда ПРУСЕНКОВА, "Новая газета": 2. Лучшая программа - фильм Кирилла Набутова "Блокада". Радует тот факт, что помимо административной деятельности генпродюсера, у г-на Набутова остается время на собственные проекты. "Блокада" смотрится на одном дыхании, слезы в глазах и мурашки по коже. Профессионально, захватывающе, интересно. Спасибо г-ну Набутову, и побольше бы таких проектов. Антипрограмма - новогодние "Огоньки". На всех каналах один и тот же оливье с киркоровыми и пугачевыми, правда, на этот раз изобильно приправленный украинской добавкой - Веркой Сердючкой. Невыносимо серо и скучно. Наталия РОСТОВА, "Газета": 2. Авторский фильм Кирилла Набутова о блокаде. Очень личный, а потому с потрясающей энергетикой, очень "питерский" (чем Набутов не без иронии любит гордиться), очень сильный, на мой взгляд, фильм. В котором, правда, очень изящно напомнили о боевой доблести Владимира Путина-старшего. Правда, об этом потом стали говорить и другие СМИ. Фильм сильный, как и многие работы Набутова, которого с назначением его в большие начальники мы теряем, к сожалению, как репортера: утверждает, что попросту нет времени. Фильм Павла Лобкова времен старого НТВ - о Мавзолее, поражающий объемом интервью, эксклюзивных сюжетов. Все-таки приятно, что телеканалы повторяют новогодние программы для тех, кто не смог увидеть их 31 декабря. Слышала от многих друзей, что на REN TV была лучшая ночь, а благодаря повторам смогла в этом убедиться. Испытала настоящий восторг от неожиданных сочетаний звезд (Чурикова-Земфира - один из ярких примеров), от очень здорово подобранного репертуара, потрясающей стильности и вкуса. 3. Тема блокадников, возникшая в этом месяце на ТВ: много хороших и качественных программ, напомнивших о трагедиях и мужестве людей, прошедших через этот ад. Но событием называю с одной оговоркой. Поднятая всеми СМИ тема произвела впечатление некой организованной кампании. Ощущение усилилось после приезда президента на "Невский пятачок", после его общения с ветеранами Санкт-Петербурга и, как мы знаем по прессе, его отказа от каких-либо обещаний им. Будто бы попросту была продемонстрирована забота, которая вылилась в предвыборный пиар. 4. Тайная встреча тележурналистов с президентом страны. Лучше Шендеровича не скажешь, потому приведу его слова, сказанные на "Эхе": "Все-таки интересно, какие такие секреты у главы государства с ведущими журналистами страны, а? Чего такого россияне не должны были знать? Я думаю, речь шла о каких-нибудь милых мелочах вроде участия президента в программе "Форт Боярд" или какая-нибудь дальняя родственница президента попросила его сфотографироваться на память с Сергеем Брилевым, а то она не верит, что Володя теперь знаком с телезвездами". Примечательно, что журналисты, список которых известен, просили не называть своих имен. Что же стыдного во встречах с главой государства? Лариса ХАВКИНА, "Комсомольская правда": 1. Эльдар Рязанов, сделавший очень неплохую программу "Поговорим о странностях любви". 2. "Неголубой огонек" на REN ТV. Остроумно, мило и непошло. Даже при наличии Киркорова. Бывает же. 3. По случаю главного праздника ненадолго прекратились сериалы и появилось кино. Да какое! Премьеры "Титаника", "Гладиатора", "Банд Нью-Йорка"... Выглядело богато. 4. Две первые теленедели нового года. Вездесущая Лолита, пыльный Гнатюк, Сердючка в ассортименте... До середины января телевизор веселился, не приходя в сознание. В бессознательном состоянии, наверное, можно было смотреть. Ирина ПЕТРОВСКАЯ, "Известия": 1. Ахмат Кадыров в программе Ирины Зайцевой "Герой дня без галстука" ("Россия") - добрый, справедливый и человечный, как дедушка Ленин. 2. Единственный оригинальный "Неголубой огонек" на канале REN TV. Премьера документальных фильмов "Птицы" и "Микрокосмос" на Первом канале. Выпуски "Школы злословия" с А. Починком и М. Горбачевым, подтвердившие высокий класс ведущих - Дуни Смирновой и Татьяны Толстой ("Культура"). "Сати" с Инной Чуриковой (Первый канал). Фестиваль бродвейских спектаклей. Авторский цикл "Григорий Бакланов об Александре Твардовском" (оба - "Культура"). Антипрограмма. "Момент истины" (ТВЦ) - лавры мастера черного пиара Доренко Караулову покоя не дают. Вот только в отсутствие истинного таланта и вдохновения последнему приходится довольствоваться ролью мелкого провокатора. 3. Качественный новогодний кинопоказ на Первом канале и на канале "Россия", компенсировавший отсутствие "событий" собственного производства. 4. Новогодние "Огоньки" на большинстве телеканалов, безальтернативные, как выборы в нынешней России. Засилье низкопробного юмора на двух главных каналах, низводящего зрителя до уровня пещерного человека. Безраздельно царившая на новогоднем телеэкране "семья" Пугачевой и примкнувшая к ней Верка Сердючка. Анна КАЧКАЕВА, радио "Свобода": 1. С этой Персоной связана самая эффектная телевизионная картинка наступившего года. Маленькая провинциальная церквушка в рождественскую ночь. Она подсвечена со всех сторон. Сияет и искрится снег. Нарядно, как на сусальной рождественской открытке. В кадре - ни души. Эффектный план сверху - одинокий прихожанин с известной всей стране походкой идет по дороге к храму. На крыльце его встречает батюшка. И вдруг - невидимый в ночи народ, отогнанный от церкви за оцепление, чтобы не мешать проходу, кричит здравицу одинокому прихожанину. Тот оборачивается на возглас всенародной любви и с улыбкой машет рукой. Входит в храм. (Репортажи в новостях государственных каналов.) 2. Блистательный кинопоказ ("Первый" и особенно "Россия") в новогодние дни - конкуренты сражались не на шутку. Новогоднее оформление "Первого" - претенциозно, богемно, диссонирует с традиционной тяжеловесностью главного канала страны и поэтому запоминается. "Неголубой огонек" (REN TV) - отдушина на фоне попсового и пошлого "угара". "Школа злословия" ("Культура") - редкая передача января, главное достоинство которой - естественность и внутренняя свобода ведущих. Новогоднее обращение президента к народу - символичный слепок нынешнего телевидения: растиражированный и популярный человек на красивой картинке по четырнадцати каналам. И хотя президент был везде, кроме МТВ, да еще и под копирку, на "Первом" рейтинг его обращения выше, чем на всех остальных каналах. 3. Событие, которое событием не стало. В мельтешение эстрадно-юмористического кордебалета во главе с Примадонной, Галкиным и Сердючкой, которое длилось на экранах полмесяца, как-то стеснительно затесалась первоклассная документалистика: "Микрокосмос" и "Птицы" ("Первый"). Зрелище настолько завораживающее, что нельзя оторваться. Или, наоборот, настолько уникальное, что требует некоторой подготовки - хотя бы нескольких анонсов, представляющих всякую мало-мальскую премьеру. Ну что бы, например, интригующе и с чувством не объяснить любителям "кривых зеркал" и "аншлагов", что фильм снимали три года 500 человек, работа оператора уникальна, а не менее уникальная специальная техника "летала" на высоте со скоростью птиц или увеличивала для нас драматическую жизнь насекомых? Но птиц и насекомых поставили в дневной эфир - как раз в часы "отходняка" после новогодних застолий, для разбавления эстрадной солянки. Получили невысокий рейтинг и, наверное, удовлетворенно утешились - "зритель такое не смотрит". 4. В январе страна погружается в телевизионную информационную пустыню. На телевидении наступает полный аншлаг. И уже бывший охранник, фармацевт и член "ПЖ", выдвинувшись на авансцену политической жизни, добавляют картинке карнавальности и фарса. Они, эти персонажи, начинают замещать собой тиражируемых телевидением сытых "сатириков", пародии которых "ужались" до плоского подхихикивания, "дружеских шаржей" и "пупочного" юмора с переодетыми в теток мужиками. "Юморная вивисекция" (выражение пианиста Николая Петрова), производимая с помощью телевидения, накрыла страну. Телевизионщики больше не морочат себе голову изобретением хоть какой-нибудь новогодней идейки, шинкуют одних и тех же певцов и юмористов часами, неделями, месяцами, в праздники и будни. Народ расслабляется и ржет у экранов, изредка отвлекаясь на новости. Александр НАХАЛОВ, "Телескоп": 1. Геннадий Скляр, генеральный директор государственного предприятия "Российские телевизионные и радиовещательные сети". Ездит по стране, встречается с руководителями регионов, обещает зрителям, что у всех у них очень скоро появится цифровое телевидение. И будет всем счастье. И не беда, что телеканалов у них в городе - два-три, да и соответствующих новым стандартам телевизоров ни у кого нет. 3-4. Телевизионный январь оставил на редкость тягостное впечатление. Складывается ощущение, что телеканалы отдыхают после того, как выложились по полной к новогодним праздникам, предъявив все свои карты и опустошив все загашники. Причем, как мне представляется, в этих загашниках ничего "такого уж особенного" и не оказалось. Но, как показывает упрямая штука рейтинг, народу ничего особенного и не было нужно: Путин, Галкин и традиционный новогодний концерт - такой, как на Первом канале или "России". Эксперименты напрочь не проходят. Как заметил кто-то, хорошо, что Максим Галкин еще не президент нашей страны. В противном случае он выступал бы на "Первом" до традиционного выступления президента, во время оного и сразу после - с отдельными номерами на разных каналах... Сергей ФОМИН, "Телефорум": 1. Александр Починок, заставивший своей эрудицией ведущих "Школы злословия" ("Культура") разинуть рты и попросить его рассказать им о том, о чем он сам захочет. Не особенно, впрочем, было понятно, чем они оказались так потрясены: Починок, даром что министр, продемонстрировал им нормальный уровень общекультурных знаний, присущий менталитету любого среднерусского человека с высшим образованием. Ну, право, кто же из нас не прочел "Записок о галльской войне" Юлия Цезаря? Разве что некоторые наши же российские писательницы и сценаристки... Кроме этого своего культурного триумфа Починок был также исправным участником нескольких ток-шоу на социальные темы. 2. "Острова" ("Культура"). Не просто юбилейный выпуск о Сергее Параджанове, а анализ его творчества в культурологическом контексте времени - с параллельными показами фрагментов фильмов Параджанова и Тарковского. Тот же самый принцип лежал и в основе оригинального выпуска "Гениев и злодеев" ("Первый") - сравнение взглядов двух философов-психологов Фрейда и Адлера. "Атланты" ("Культура") - с рассказом Александра Городницкого о том, что в основе знаменитых мифологических катастроф и чудес лежали природные причины. Концерт ко дню рождения Владимира Высоцкого, посвященный вручению премии "Своя колея" (ТВЦ). 3. "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII" ("Россия") - хоть по одной истории и раз в год, да покажут. Сюжеты: о производстве консервов для подводников с участием майора, занимающего, наверное, самую "хлебную" должность на свете, - военного дегустатора ("Сканер", "Первый"), о нравах московской Каланчевки ("Человек и закон", "Первый"), сделанный в славных традициях Владимира Гиляровского, о том, как в городе Алеппо делается оливковое мыло ("В поисках приключений", "Россия"), а делается оно так, что можно только показать, словесному описанию этот процесс просто не поддается. Новостные репортажи с поверхности Марса. 4. Новогодние программы трех "больших каналов", сделанные под один плоский шаблон, что в очередной раз свидетельствует - их вовсе не три, а один, "разведенный" по трем вещательным диапазонам. Впрочем, это дает возможность предположить, что в наступившем году все они, триединые по содержанию, будут ровными, благостными, без откровенной пошлости, за исключением, конечно, специально зарезервированных для этого программ. И это не исключает творческих открытий, только избави нас, телевизионный бог, от четвертого "Последнего героя" или чего-либо подобного. Кстати, показав американский фильм "Пляж", "Первый" сам же и признался, во что заставляли играть героев трех предыдущих. Анна КОВАЛЕВА, "Известия": 1. На общем сумеречном фоне январской тележизни никаких персон не нашлось, одни антиперсоны. Но самым большим разочарованием стала Марианна Максимовская и ее "Неделя". Впечатление такое: то ли новостей достойных за весь месяц не наскребалось, то ли канал EN TV вдруг перестал работать на одну-единственную программу.... 2. "Неголубой огонек" REN TV, "Птицы" и "Микрокосмос" Первого канала, постновогодний кинопоказ двух мейджоров едва спасли от крушения последних иллюзий и невыносимой скуки при включении телевизора. Как ни странно, но развлекли "Молодожены" на MTV, которые до ужаса похожи на жизнь, а не на представления теледеятелей о ней. 3-4. Все события и антисобытия умещаются в одном предложении (как синтаксической конструкции и побуждении к действию): пора отменить Новый год или запретить телеканалам принимать в нем участие. В общем, что-то с этим надо делать, так праздновать больше нельзя. Рейтинги агентства "Гэллап" по России за период с 1 по 18 января Ежедневные новости
Программа Канал Доля, % Рейтинг, %
1. Вечерние новости ПЕРВЫЙ КАНАЛ 15,06 41,19
2. Время ПЕРВЫЙ КАНАЛ 14,03 34,77
3. Вести в субботу (20:00 РОССИЯ 13,73 33,67
4. Вести (20:00) РОССИЯ 11,32 26,79
5. Местное время РОССИЯ 7,93 19,41
Информационно-аналитические программы
Программа Канал Доля, % Рейтинг, %
1. Рейтинг года ПЕРВЫЙ КАНАЛ 14,34 32,7
2. Время. Воскресный выпуск ПЕРВЫЙ КАНАЛ 12,1 27,23
3. Времена ПЕРВЫЙ КАНАЛ 7,72 21,78
4. Вести недели РОССИЯ 7,13 15,43
5. Намедни НТВ 6,65 15,8
Телесериалы
Программа Канал Доля, % Рейтинг, %
1. Земля любви, земля надежды ПЕРВЫЙ КАНАЛ 11,5 32,97
2. Неотложка РОССИЯ 9,27 26,68
3. Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII... РОССИЯ 9,21 24,48
4. Бедная Настя СТС 8,52 21,09
5. Русские амазонки-2 РОССИЯ 8,43 20,54
Кинопрограммы
Программа Канал Доля, % Рейтинг, %
1. Титаник РОССИЯ 21,61 47,05
2. Один дома-2 ПЕРВЫЙ КАНАЛ 19,38 44,59
3. Мумия ПЕРВЫЙ КАНАЛ 17,33 41,59
4. Один дома ПЕРВЫЙ КАНАЛ 15,34 47,06
5. Индиана Джонс и последний крестовый поход ПЕРВЫЙ КАНАЛ 14,92 35,24
Юмористическая программа
Программа Канал Доля, % Рейтинг, %
1. Кривое зеркало ПЕРВЫЙ КАНАЛ 18,47 43,32
2. Аншлаг. Старый новый год РОССИЯ 14,26 38,48
3. Шутка за шуткой ПЕРВЫЙ КАНАЛ 12,7 37,31
4. Смешные люди. Юмористический концерт ПЕРВЫЙ КАНАЛ 11,62 29,14
5. Смехопанорама ПЕРВЫЙ КАНАЛ 11,37 34,6
Спортивные программы
Программа Канал Доля, % Рейтинг, %
1. Бокс. Матч сильнейших профессионалов мира Сиримонгкол Сингманасук против Хесуса Чавеса ПЕРВЫЙ КАНАЛ 3,29 23,7
2. Бокс. Матч сильнейших профессионалов мира Артур Григорян против Аселино Фрейтаса ПЕРВЫЙ КАНАЛ 3 23,79
3. Бокс. Братья Кличко. Лучшие бои: Владимир Кличко против Франсуа Бота НТВ 2,92 14,58
4. Бокс. Матч сильнейших профессионалов мира Деррик Гейнер против Мануэля Маркеса ПЕРВЫЙ КАНАЛ 2,41 13,74
5. Вести. Спорт РОССИЯ 2,1 17,4
Комментарии
Прямой эфир