"Я был в этом зале много раз. Когда был старшим лейтенантом, когда был в охране президента Рейгана, теперь вот - как госсекретарь... В 1980-е годы вместе с Джорджем Шульцем, тогда госсекретарем, нам приходилось сюда чуть не тайно проводить людей, которые рассказывали правду о Советском Союзе", - говорил госсекретарь США Колин Пауэлл, оглядывая интерьеры Спасо-Хауса, московской резиденции американского посла. Во вторник на встречу с главой Госдепа представители гражданского общества, российско-американских обменов пришли открыто, не таясь и не озираясь. Но в их вопросах было: а не придется ли озираться вновь?
Пауэлл был более оптимистичен.
- Иногда я готов ущипнуть себя, когда приезжаю в Москву: так она изменилась. А в моем родном городе Вирджиния неподалеку от дома появилась... заправка "ЛУКОЙЛа", - как-то хитро-удивленно произнес Пауэлл. - Наши армии стали друзьями, военные обсуждают, как работать вместе.
Да, у нас есть разногласия, продолжал он, мы видим, "какие зигзаги выписывает российская внешняя политика", но мы ведем открытый диалог друзей. "Посмотрим, - заключил Пауэлл, - что мы можем сделать в предстоящие 30 лет". Лейтмотив, взятый за основу американской делегацией перед приездом в Москву (первый визит в Союз Пауэлл совершил 30 лет назад, отсюда - хронологический "шаг"). Но иногда почему-то казалось, что за оптимизмом Пауэлла скрывается иной подтекст: только через 30 лет, может, у нас с вами что-то и получится...
Первый вопрос задала представительница Комитета солдатских матерей. Она говорила, что сегодняшняя армия - "копия советской" и бояться идти служить будут до тех пор, пока она не станет полностью профессиональной. Все видят: даже без "горячих точек" можно умереть, как заморозили недавно ребят в Сибири. Почему американцы, спрашивала женщина, столь неактивны в этом вопросе? Пауэлл осторожно ответил, что готовы давать советы, опыт у них богатый, но дважды подчеркнул: если обратится российская сторона.
О недостаточно активном участии Штатов в трансформации России в Спасо-Хаусе говорили многие: почему конгресс уменьшил финансирование российских программ, почему с Чечней недостаточно активную позицию занимают, почему про демократические ценности так отстраненно говорят? Нельзя сказать, чтобы Пауэлла это "пробило". В целом он сохранил "конструктивный настрой разговора", как бы выразились дипломаты. Про Чечню вообще сказал: "Это внутреннее дело России, Чечня - неотъемлемая часть РФ". Про необходимость соблюдать права человека сказал лишь одну фразу. Периодически внедрял в речь, правда, и "элементы критики": апеллировал к общим ценностям, необходимости "живого демократического общества", "прозрачным и понятным людям законам".
На исходе встречи госсекретарю задали этот вопрос еще раз, компактно и жестко; послышались аплодисменты зала. Про демократию в России. Вопрос был задан представителем "ЮКОСа".
- Все, что мы делали, говорит о нашей поддержке создания демократических институтов в России. На нашей встрече Путин отметил, что понимает это (опасения в отношении судебных разбирательств) и обеспечит полную прозрачность применения закона, никто не будет выше закона, - осторожно подбирал слова Пауэлл.
Оживление и какое-то человеческое участие госсекретаря вызвали, пожалуй, лишь две темы. Первая - постсоветское пространство. "Мы что, угрожаем там России? - воскликнул американец. - Мы делаем общее дело, помогаем бороться с потоком наркотиков, терроризмом. Мы помогаем России и другим - теперь независимым - государствам".
Второй вопрос касался волонтеров. Девушка на бойком английском (впрочем, почти все участники встречи задавали вопросы на английском, а во время ответов обходились без наушников с синхронным переводом) попросила рассказать про институт добровольцев в США.
Пауэлл заговорил о помощи, которую каждому человеку естественно оказывать тем, кто в этой помощи нуждается, но не только им...
- Навыки надо прививать с детства, - пояснял он, - с малых лет, например, привыкать держать в чистоте свой район.
Зал нервно хохотнул. Вопрос чистоты районов вызвал не меньшее участие собравшихся, чем демократические институты.
Единственной темой, которая наткнулась скорее на недоумение зала, стало недавнее сообщение о том, что в Америку не будут допущены коррумпированные чиновники. Дипломата спросили: как вы собираетесь отфильтровать коррумпированного от некоррумпированного?
- Мы просто хотим знать: кто вы, на сколько приезжаете и когда уедете? - произнес глава Госдепа, предварительно снабдив это заверениями, что всех честных гостей - милости просим. - Мы будем основываться на фактах, но это будет субъективное решение.
Собравшихся эти доводы как-то не убедили. Но, видимо, решили: время покажет. Ведь впереди у нас, как сказал Пауэлл, - 30 лет.
С кем еще встречался Колин Пауэлл
- С российскими и американскими бизнесменами. По итогам встречи глава Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский сообщил, что тема "ЮКОСа" не поднималась, говорили об инвестициях, таможенной политике, ВТО, курсе доллара.
- На встрече со спикером Госдумы Борисом Грызловым обсуждали, как будет работать парламентское большинство, выполняя "волю народа".