Во вторник совет директоров "Шереметьево" утвердит участников тендера на управление аэропортом. За это право намерены побороться пять компаний. 28 января директора назовут победителя. Наиболее высоки шансы у компании "Альфа-Шереметьево", выступившей инициатором нового конкурса. Однако трехлетняя история продажи "Шереметьево" доказывает, что на финальной стадии возможны любые изменения: от схода с дистанции фаворита до отмены самого конкурса. В последнем заинтересована учрежденная "Аэрофлотом" компания "Интертерминал", шансы на победу которой оцениваются тоже весьма высоко.
Пять свечек
В 2001 году должны были определить победителя на строительство третьего терминала. Торжественная церемония закладки первого камня в строительство нового терминала включала полный набор соответствующих ритуалов, вплоть до освящения стройплощадки. Во время освящения гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов от волнения держал не одну, а целых пять свечек. Волновался он не зря - дальнейшие переговоры с руководством "Шереметьево" о долевом участии в строительстве были далеко не гладкими. К этому добавилась "земельная война" между администрациями Москвы и столичной области: на кону стояли солидные налоговые поступления.
На место оператора тогда подали заявки четыре иностранные компании - скандинавская Skanska, французская Aeroport de Paris, турецкая Tepe-Summa-Akfen и немецкая Nocatief. На финише пошли слухи, что победа гарантирована скандинавам. Однако именно Skanska и выбыла из борьбы первой. А спустя некоторое время был отменен и сам тендер. "Конкурс должен быть открытым, с привлекательными условиями: какой инвестор купит 25% акций непонятной компании? - объяснил тогда "Известиям" причину отмены конкурса председатель совета директоров "Шереметьево", глава Минэкономразвития Герман Греф. - Необходимо четко определить права инвестора, иначе никто не вложит деньги. Пока менеджмент это не пропишет, конкурс объявлять не будем".
Четыре критерия
С условиями нового тендера дела также шли не гладко. 31 октября прошлого года совет директоров аэропорта утвердил конкурсную документацию, подготовленную Минимуществом. Обсуждение вопроса затянулось аж на два дня: директора склонялись к тому, чтобы направить его на доработку, однако в итоге условия все же были приняты. Как выяснилось позже, в условия вкралась ошибка: в список четырех аудиторских компаний, отчетами которых должны быть подтверждены размеры активов участников, вместо Delloitte & Touche случайно попала юридическая компания Baker & McKenzi. Позже ошибку исправили.
Чиновники выдвинули довольно жесткие требования к претендентам: размер активов их учредителей должен быть больше 60 миллиардов рублей, собственные средства - не менее 15 миллиардов рублей, обязательный аудит одной из компаний "большой четверки" и прочее. Заявку подали пять компаний - ООО "Интертерминал" (учредителями которого выступают "Аэрофлот", Национальный резервный банк (НРБ) и Vinci - "дочка" французской Aerоport de Paris), "Альфа-Шереметьево" ("дочка" "Альфа-Эко", инициатор второго конкурса), альянс ООО "Имбера" и ООО "Спецпроектинвест" (по некоторым сведениям, имеет отношение к Межпромбанку и "Ингосстраху").
Победителя будут определять по 25-балльной шкале по четырем критериям: опыт антикризисного менеджмента, реализация крупных инвестпроектов, управление аналогичными по масштабу предприятиями и опыт основного персонала в авиабизнесе. "Шереметьево" будет передано в управление на три года, так как согласно уставу именно на такой срок утверждается исполнительный орган аэропорта.
Что получит победитель конкурса
Эксперты считают главным минусом конкурса условия вознаграждения для управляющей компании. В мировой практике принято, что управленцы получают долю в размере около 30% от экономии расходов аэропорта по сравнению со стартовым уровнем. Доходы аэропорта определяются в основном объемом перевозок, здесь нет особого пространства для маневра. А вот сокращение издержек - как раз та часть работы, где управленческая команда может проявить свой профессионализм. В шереметьевском же тендере вознаграждение управляющей компании составит 1% от годовой выручки аэропорта плюс 25% ежегодного прироста годовой выручки и 2% от чистой прибыли. Аналитики считают, что в целом такие условия стимулируют не столько экономию затрат, сколько повышение тарифов.
"По сути конкурс призван легализовать одну из форм приватизации крупнейшего российского аэропорта, а именно - передачу его в управление одной из отечественных финансово-промышленных групп без сколь-либо существенных обязательств перед собственником (государством. - "Известия") за результаты своей деятельности", - сказал "Известиям" руководитель консультационной компании "Балтстрах-М" Владислав Катчан.
Председатель совета директоров "Шереметьево", заместитель министра экономического развития Юрий Исаев предлагает не ставить под сомнение корректность конкурсной документации. "Конкурс, даже в сегодняшнем виде, для "Шереметьево" - благо, поскольку аэропорт нуждается в скором приходе реального управляющего, - говорит он. - Чем быстрее мы это осуществим, тем больше пользы получат государство, как акционер аэропорта, и клиенты "Шереметьево" - перевозчики и пассажиры".
Что получат пассажиры
Пассажиры заинтересованы в приходе управляющей компании, которая попытается организовать в аэропорту нормальный сервис. Правда, по мнению экспертов, довести сервис до уровня международных стандартов в двух существующих терминалах - задача невыполнимая. Понимают это и в "Аэрофлоте", который свое будущее связывает со строительством третьего терминала. Постоянные срывы строительства бьют по главной российской авиакомпании напрямую - от нее уходят потенциальные транзитные пассажиры, не желающие летать через "Шереметьево". Страдают и "прямые" пассажиры, простаивающие в очередях у кабин паспортного контроля. Валерий Окулов называет нынешнюю ситуацию вокруг аэропорта недопустимой. "Государству не нужно тратить ни копейки бюджетных средств, следует лишь не мешать реализации проекта, - говорит он. - Наш партнер - НРБ - намерен выступить в качестве инвестора в строительство нового терминала. Пока же "Шереметьево" - это позор, и реконструкцию аэропорта надо проводить как можно скорее".
Президент НРБ Александр Лебедев выступал против проведения тендера. "НРБ заявил о своем участии в новом тендере на управление аэропортом скорее вынужденно, чтобы защитить интересы "Аэрофлота" (банк владеет около 30% акций авиакомпании. - "Известия"), - сказал глава НРБ. - Я считаю, что менеджмент "Аэрофлота" и "Шереметьево" в состоянии самостоятельно построить новый аэропорт, но правительство им не дает такой возможности".
Лебедев вообще предлагал отложить тендер до весны, не скрывая, что связывает свои надежды с приходом нового правительства, которое отменит конкурс. Тем не менее шансы на победу "Интертерминала" считаются неплохими. Главным же фаворитом эксперты называют "Альфа-Шереметьево". Нынешний тендер как раз и был инициирован главой "Альфа-Групп" Михаилом Фридманом.