В четверг Московский городской суд принял решение оставить бывшего владельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского под стражей. Суд отклонил кассационную жалобу адвокатов на соответствующее решение Басманного суда столицы от 23 декабря 2003 года. Вчерашнее слушание стало первым открытым судебным заседанием по делу экс-главы "ЮКОСа", и журналисты могли лично услышать доводы Генпрокуратуры. Прокурор, в частности, не раз упомянул о том, что, пока на свободе сообщники Михаила Ходорковского, выпускать его на свободу нельзя.
Михаила Ходорковского на этот раз не повезли в суд. Ограничились телемостом с "Матросской Тишиной", откуда он наблюдал процесс через видеомонитор. По таким же мониторам, находящимся в зале суда, можно было видеть и самого обвиняемого.
В бирюзовой теплой толстовке он сидел в железной клетке и слушал выступления защитников и прокурора, почти не моргая и не двигаясь. Лишь изредка качал головой, улыбался, а иногда даже беззвучно смеялся. Смешил исключительно прокурор.
Первая улыбка недоумения появилась, когда представитель Генпрокуратуры Валерий Лахтин заявил, что Ходорковский, оказывается, не задерживался.
- Задержание Ходорковского в соответствии со ст. 97 УПК РФ не производилось, - сказал Лахтин. - Ходорковский неоднократно вызывался в Генеральную прокуратуру для допроса в качестве свидетеля. В какой-то момент он к следователю не явился. И следователь на основании УПК произвел привод Ходорковского и допросил его в качестве свидетеля.
Прокурор уже в который раз настаивал на том, что если Ходорковского отпустить на свободу, то он снова займется преступной деятельностью, будет оказывать давление на свидетелей или скроется за границей. Защита, понятно, придерживалась противоположной позиции. Вот как прокомментировал один из доводов адвокатов прокурор Валерий Лахтин:
- Сведения о том, что Ходорковский имеет иждивенцев, семью, постоянное место жительства, естественно, бесспорны, но не действительны для решения вопроса об изменении меры пресечения, поскольку сообщники Ходорковского также имели постоянное место жительства в Москве, постоянное место работы, однако это не помешало им скрыться от органов предварительного следствия и суда.
Представитель прокуратуры также опроверг аргументы защитников Ходорковского, что их подзащитному незачем оказывать давление на свидетелей.
- Ходорковский в следственном изоляторе уже предпринимал попытки оказать влияние на свидетелей, в частности, через адвоката Артюхову, у которой была изъята записка. У следствия есть и другие доказательства попыток подобного давления. Эти данные получены из материалов наблюдения за Ходорковским в следственном изоляторе и за его защитниками. Все наблюдения велись на законных основаниях, - сообщил суду Лахтин.
Когда суд удалился на совещание, адвокат Генрих Падва заключил пари с одним из журналистов. Падва поставил 5 рублей против 95 на то, что Мосгорсуд освободит Ходорковского из-под стражи.
- Ужас, я проиграл даже не 5, а 6 рублей, поскольку под расчет не было, - пошутил адвокат, выходя из зала суда после оглашения вердикта судей.
Другой адвокат Ходорковского Карина Москаленко сообщила журналистам, что дня через четыре в Европейский суд по правам человека будет направлена жалоба, касающаяся решений московских судов.
Тульский губернатор уволил редактора газеты за рекламную статью о "ЮКОСе"
13 января, в День российской печати, редакции тульской областной газеты "Тульские известия" (официальный орган областной администрации и облдумы) был представлен новый главный редактор. Прежний главный редактор Александр Меситов уволен по решению губернатора за то, что 26 декабря прошлого года в газете вышла большая рекламная статья о нефтяной компании "ЮКОС" с портретом Михаила Ходорковского.
- Причина, по которой появилась статья о "ЮКОСе", банальная, - заявил "Известиям" господин Меситов. - Учредитель, то есть администрация, не финансирует газету уже три месяца. Нам говорят: зарабатывайте сами. Ну, сами - так сами. Дал рекламу "ЮКОСа", получил 76 тысяч рублей, которые, кстати, сразу перечислил в областной бюджет в качестве налога. Меня вызывает замгубернатора Николай Калинин и говорит: "Пиши заявление по собственному желанию". Я говорю: "Не буду, потому что не вижу своей вины". И вот в День печати в редакцию приходит Калинин и представляет нового главного редактора.
Комментируя отставку Меситова, замгубернатора Николай Калинин заявил "Известиям", что редактор был уволен не за статью о "ЮКОСе".
- У них большая кредиторская задолженность, типография их уже не печатает, собственных сборов практически нет. Газета не отражает злободневные темы, мало публикаций по промышленности, сельскому хозяйству. Нет хороших аналитических статей на политические темы. Тираж падает, газета не пользуется той популярностью, которая должна быть у областного издания. Мы пытались направить в нужное русло деятельность редакции. Не получилось. Это и привело губернатора к решению о разрыве контракта с прежним главным редактором.
Александр Меситов, однако, считает, что эти обвинения, предъявленные задним числом, преувеличены, и связывает свою отставку исключительно с публикацией о "ЮКОСе": "1 декабря со мной заключили контракт на 3 года, и нет ни одного пункта, который я нарушил бы". Постановление губернатора господин Меситов характеризует как "беспредел" и собирается обжаловать его в суде.
Сергей ЖДАКАЕВ, Тульская область