Дело Анатолия Кудякова длилось полтора года. После катастрофы Ми-26 министр обороны Сергей Иванов пообещал найти виновных. Вскоре был отстранен от своих обязанностей, а впоследствии уволен из Вооруженных сил командующий армейской авиацией Сухопутных войск Виталий Павлов. Выговор объявили главкому Николаю Кормильцеву, командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Геннадию Трошеву, и.о. командующего группировкой в Чечне Сергею Макарову и другим генералам. Всего было наказано девятнадцать высокопоставленных военных. Встал вопрос и о виновности спасшихся членов экипажа Ми-26, однако они не стали фигурантами уголовного дела. Прокуратура заинтересовалась лишь Анатолием Кудяковым, командиром отдельного вертолетного полка в составе Объединенной группировки войск.
По мнению следствия, подполковник Кудяков не обеспечил необходимых мер безопасности: не была проведена воздушная разведка местности, экипаж Ми-26 вопреки инструкциям летел без сопровождения, к тому же вертолет был перегружен - на его борту было не 80, как положено, а 147 человек.
С самого начала Кудяков заявлял, что невиновен, объясняя это тем, что в Чечне из-за нехватки вертолетов перегрузка бортов случалась повсеместно. Кроме того, сам Кудяков не руководил загрузкой вертолета в Моздоке. А за безопасность полетов в районе Ханкалы несет ответственность не он, а командование группировки.
Дело Кудякова могло и не дойти до суда - следователь предлагал ему признать свою вину в обмен на амнистию. Однако подполковник на это не согласился. Первый процесс длился два с половиной месяца.
- На суде не обвинение доказывало вину Кудякова, а мы оправдывались, настаивая на приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих в пользу Кудякова, - заявил "Известиям" его защитник Александр Толмачев. - Показания экспертов и свидетелей лишь все больше подтверждали невиновность подполковника.
Тем не менее Ростовский гарнизонный военный суд 5 ноября признал Анатолия Кудякова виновным, приговорил к 3 годам лишения свободы и тут же амнистировал. Однако с таким вердиктом комполка не согласился и обжаловал приговор.
В понедельник Северо-Кавказский окружной военный суд подполковника оправдал, отменив прежний вердикт за отсутствием в действиях Кудякова состава преступления. Это решение суд обосновал так: вывод суда первой инстанции о виновности Кудякова обоснован, но приговор отменяется из-за того, что статья "Халатность", по которой был осужден Кудяков, после внесения изменений в УК в начале декабря претерпела изменения. В новой редакции нет квалифицирующего признака "иные тяжкие последствия", который послужил основанием для осуждения Кудякова.
- Я уверен, что ссылка на изменение законодательства - это та соломинка, за которую ухватились судьи, чтобы спасти честь своего мундира, - считает адвокат Александр Толмачев. - На кассации мы предъявили судебной коллегии документы, из которых следует, что никакой халатности со стороны Кудякова вообще допущено не было. Перед посадкой Ми-26 воздушная разведка проводилась 5 раз, а указание об организации маскировки - дымовой завесы - было спущено "сверху" уже после того, как случилась трагедия, в ноябре 2002 года.
Теперь Кудяков намерен потребовать от военной прокуратуры денежную компенсацию. Правда, с ее размером он пока не определился.