Ежегодный парижский международный фотосалон в Лувре-Каррусель прошел в седьмой раз, но как-то без обычного пафоса - без рекордных продаж, ретроспектив знаменитых фотографов и выставок фотомузеев. Показали всего понемногу - раритеты XIX века, классику ХХ и современную фотографию, пользующуюся давно известными приемами. Единственная замеченная новость - особенно пристальный взгляд фотографов в мусульманский мир.
На Пари Фото всегда есть на что посмотреть и что прикупить. И в этом году на ярмарке можно было подивиться и на старинные фотографии и на их стоимость. 30-40 тысяч евро - стандартная цена на раритеты позапрошлого века. Вдвое меньше стоят снимки классиков - от Ман Рея до Томаса Зандера. Как всегда, хорошо идет красота - фотографии для модных журналов прошлых лет стали теперь музейной ценностью. Ну и поскольку мир ярмарочной фотографии - это мир не столько музеев, сколько частных коллекционеров, на выставке по-прежнему много эротики, вполне откровенной и не только гетеросексуальной. Вот приблизительно весь тематический набор, представленный сотней галерей из 15 стран.
Но в памяти почему-то застряли совсем другие снимки. Одна мексиканская галерея (Мексика была в этом году представлена особо) показала серию фотографа Йошуа Окона "Поза лотоса". Фотографии очень толстых полицейских, молящихся сидя и скрестив ноги, останавливают взгляд не потому, что они как-то особенно хороши технически или художественно. Просто самые заурядные люди (вдвойне заурядные - полицейские и толстяки) прямо на улице, ненадолго оторвавшись от своих обычных дел, ведут свой внутренний диалог с Богом. Их лица и позы могли бы показаться смешными, если бы не глубокая внутренняя сосредоточенность молящихся. И что у этих людей внутри - никогда не понять стороннему наблюдателю.
Война в Ираке, видимо, потрясла мир. Пари Фото обычно чурается политики, для репортажных газетных фотографий, отражающих свежие мировые события, устраиваются другие профессиональные смотрины. Здесь же любят вечные ценности - искусство, красоту, старину. Но на этот раз галереи показали если не впрямую иракские пейзажи (хотя и они были), то множество снимков с восточными сюжетами. Возможно, потому, что Восток опять пугает европейцев своей непостижимостью, или просто потому, что галеристы хотели как-то приблизить ярмарку к сегодняшней жизни.
На актуальность поставила и Ольга Свиблова, которая на ярмарке от имени галереи Carre Noire показала проект московской группы AES + F, уже засвеченный на европейских выставках и на весенней "Арт Москве". Об Action Half Life наша газета писала подробно. Эти огромные цветные фотографии, где дети в пустыне играют в войну (причем в руках у них очень серьезное оружие), - пример высококачественной художественной спекуляции и провокации. У проекта все время толпились зрители, опасливо разглядывая фотокартины, сконструированные в эстетике компьютерной игры. И, видимо, не знали, как к этой работе относиться, - многие возмущались, боясь прослыть простаками. Что не помешало Европейскому дому фотографии купить центральный, самый большой снимок для своей коллекции. Что же, работа "АЕСов" - пример образцового современного искусства, тематикой обреченного на внимание. Как бывают фильмы, созданные специально для фестивалей, так и Action Half Life сделана специально для интерпретаций.
На этот раз на Пари Фото присутствия российских фотографов было не заметно. Почему - трудно сказать. Уровень наших художников, работающих с фотографией, и фотографов сопоставим с тем, что показывают европейцы и американцы. Но в этой-то конвертируемости, возможно, и причина некоторой холодности зарубежных галеристов - зачем, собственно говоря, ходить далеко и раскручивать новых, неизвестных персонажей, если рядом такие же, свои.
Вот представили крупным планом мексиканцев, так никаких национальных особенностей у них замечено не было. Если не считать, конечно, фотопортрета мексиканской художницы Фриды Кало. Как только сняли о ней фильм в Голливуде, так ее популярность возросла настолько, что портрет встал на афишу ярмарки. А в остальном мексиканцы показали то же, что и все, - пейзажи, фотографии, имитирующие современную живопись, портреты. Была еще забавная серия Маурицио Алейхо "Пассажиры" - снимки "внутренностей" чемоданов и сумок пассажиров, проходящих проверку в аэропорту. Так эта счастливая идея могла прийти в голову фотографу любой национальности.
Конечно, в наше время поиск национальных особенностей в искусстве - дело обреченное. Особенно в искусстве фотографии. Нет национальных школ, есть отдельные художники и их собственный стиль (если он, разумеется, есть). Но когда видишь, что весь мир снимает одинаково и одно и то же, то хочется немедленно встать под знамена антиглобалистов и безнадежно бороться с унификацией взглядов на жизнь. Потому что жизнь все же - не одинакова, надо только всматриваться в нее внимательно, вот тогда и разглядишь молящихся полицейских.