Последний перед расширением Евросоюза саммит Россия-ЕС завершился скандалом. Слова итальянского премьера Сильвио Берлускони в защиту действий российских властей в отношении Чечни и компании "ЮКОС" Еврокомиссия попросила считать его "личным мнением", не совпадающим с позицией ЕС. Европа напряженно ждет, как поведет себя российская экономика после событий с "ЮКОСом".
Флюс и плюс
Чаще всего в Риме звучала фраза "верховенство закона для всех, его применение равное и справедливое" - Брюссель сильно обеспокоила ситуация вокруг "ЮКОСа". Российские участники переговоров признали: "Это теперь как флюс - пока не рассосется, ничего не будет". "Ничего" - это значит: никаких политических подарков и экономических авансов; крупные инвестиции попридержат в ожидании развития ситуации, геополитическое сближение отложат.
Римский саммит Россия завершила с неплохим результатом. Во-первых, в итоговых документах встречи (всего их принято 6) ни слова про Чечню и про ситуацию с "ЮКОСом", хотя их обсуждали. "Не договорились по формулировкам - вот их и нет в документах", - лаконично объяснили участники, не углубляясь в детали.
Накануне саммита Еврокомиссия сама заявила, что будет обсуждать ситуацию вокруг "ЮКОСа", а в отношении Чечни на ЕС давили международные правозащитные организации. Так что отсутствие в документах даже косвенных ссылок на "беспокоящие моменты" Россия может записать себе в качестве достижений.
Плюс второй - в совместном заявлении говорится, что стороны будут активно работать, чтобы присоединение России к ВТО состоялось в 2004 году. Последние неудачи на переговорах заставили экспертов говорить: вступление России на равных в мировую торговлю отодвигается как минимум на 2007 год. Возникновение 2004 года - особенно с учетом того, что между Россией и ЕС до сих пор не урегулирована масса торговых вопросов (в частности, разница внутренних и внешних цен на газ), - вселяет некоторый оптимизм.
Миллионы в действии
На этом плюсы заканчиваются. Горячая поддержка Берлускони Путину не помогла. На итоговой пресс-конференции глава Еврокомиссии Романо Проди кисло сообщил, что "г-н Путин дал заверения, что закон не нарушается, не будет нарушаться и не будет применяться в дискриминационном режиме". Французский корреспондент задал уточняющий вопрос по "ЮКОСу" и Чечне. Путин хотел было начать отвечать. "Можно, я сначала скажу, - Берлускони положил руку на ладонь Путина. - В печати у нас существует искаженный взгляд на реалии. Вот, например, говорят: в Италии нарушается свобода слова, пресса испытывает давление. Но достаточно пойти в ближайший киоск, купить газеты и убедиться: 85% СМИ критикуют или даже настроены враждебно по отношению к правительству! Если брать тиражи газет, то 250 тысяч - за правительство, 750 тысяч занимают взвешенную позицию, а 4 миллиона критикуют!".
"Так же и у Путина, - темпераментно продолжал Берлускони. - У меня есть информация от итальянцев, работающих в России, что нарушения закона у фирмы, торгующей нефтью, есть!". Проди, от которого Берлускони "отгородился" Путиным (два итальянца зеленеют, когда видят друг друга, к тому же глава Еврокомиссии - единственный, кто может составить конкуренцию Берлускони на выборах 2005 года, что также не добавляет взаимной симпатии), уткнулся в бумаги и начал внимательнейшим образом их изучать. Комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, сидевший с другого края, стал разглядывать фрески на потолке, до этого нимало его не интересовавшие. "А Чечня! - продолжал Берлускони. - Там в больших количествах совершаются теракты против российских граждан!".
"Надо прекращать распространять эти легенды, - подытожил итальянский премьер, повернулся к Путину и в той же интонации, не переводя дыхания, добавил: - Я выставлю вам счет как адвокат". "Готов заплатить, - парировал Путин, - стоит того". Но, видимо, посчитав, что речи Берлускони недостаточно, продолжил сам.
"Отвечу, хотя это и не имеет отношения к взаимоотношениям России и ЕС. Но задание вам дано, и вы должны его отработать. Люди, заработавшие за 5-6 лет миллиарды, готовы тратить миллионы, чтобы спасти эти миллиарды. Куда они тратятся? На разные пиар-кампании, партии и фирмы. В том числе, чтобы задавались такие вопросы". Путин повторил: пересмотра итогов приватизации не будет, но есть желание "навести порядок, заставить всех жить по закону и бороться с коррупцией", от которой больше всех страдают как раз иностранные инвесторы. "Не только Ходорковский арестован, - яростно добавил Путин, - арестованы высокопоставленные чиновники МВД, возбуждены уголовные дела в отношении ряда руководителей регионов, дело в отношении одного бывшего федерального министра передано в суд". Нужно навести порядок, резюмировал он.
Днем позже пресс-секретарь Романо Проди Райхо Кемппинен в Брюсселе сказал: Еврокомиссия "не разделяет взглядов итальянского премьера на то, что он говорил о компании, а также о прошлом и настоящем Чечни. Это его личная оценка". Итальянцы тут же парировали: надо было давать свои оценки - на саммите или сразу после, а не сутки спустя из другого города. Впрочем, непосредственно после саммита Проди высказался. Ему задали вопрос: когда шли скандалы с крупными европейскими и американскими компаниями, никто же не усматривал в них политической подоплеки? "Эти случаи, - аккуратно сказал он, - заставили серьезно изменить законодательство, чтобы лучше защитить права тех, кто вкладывал средства в акции".
Десятеро одного не ждут
Вопрос инвестиций в Россию - то, что сейчас больше всего волнует европейцев. Прошли разговоры, что французские энергетические компании уже решили подождать вкладываться в российские ценные бумаги. В Европе и Америке ждут, как повлияет усилившийся из России отток капитала (более $13 млрд за последние полгода) на общие экономические показатели. Появились опасения, что это серьезно скажется на валютных резервах России и ее способности платить по международным обязательствам.
Между тем, документы, пописанные в Риме, касаются, прежде всего, укрепления российско-европейских экономических связей. В частности, концепция общего пространства, которая готовилась 2 года и выполнение которой почти полностью зависит от России. В ней говорится о сближении (и даже унификации) принципов регулирования, правил торговли, административной практики, «эквивалентных уровнях стандартов защиты здоровья, обеспечения безопасности и охраны окружающей среды». Поскольку ЕС точно не будет менять свои экологически или торговые требования, остается одно: Россия должна подтягиваться к Европе.
Нынешний саммит был последним перед расширением ЕС. В мае членов Евросоюза будет уже не 15, а 25. Начнется мучительный процесс переваривания новых членов, к которому добавится принятие общеевропейской Конституции. О России будут вспоминать лишь в контексте событий, которые уж совсем нельзя обойти вниманием. В этой связи весьма оптимистичным выглядит заявление о возможном скором вступлении России в ВТО.
День спустя после римского саммита, в Париже, Путин сообщил: в ближайшее время Проди посетит Россию, чтобы обсудить тему ВТО. Помимо этого, глава Еврокомиссии наверняка захочет обсудить распространение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на присоединяющиеся страны. ЕС настаивает, чтобы СПС автоматически распространилось на 10 новых членов, Россия «опта» не хочет, опасаясь, что вместе с общими правилами торговли 10 стран введут и ограничения, которые действуют в ЕС на некоторые российские товары. «Видимо, будем ратифицировать соглашение по каждой стране отдельно», - сообщили источники в российской делегации.
Кузнеца не ждите
«За актом венчания последуют акты, которые приведут нас к полному сожительству»! - радостно сообщил Берлускони после принятия пакета соглашений Римского саммита. Венчанием он называет Декларацию, подписанную полтора года назад также в Риме и создавшую двадцатку Россия-НАТО. Он был соавтором идеи и «продюсером» встречи, чем страшно гордится. Но в отношении ЕС до венчания далеко. Евросоюз хочет подтянуть стандарты российской экономики к своей, хочет стабильных энергопоставок (когда в рамках саммита было принято решение о реэкспорте российского газа итальянской компанией «Эни», пол-Европы вздохнуло с облегчением) и не хочет никаких безвизовых поездок.
По последнему пункту большого прогресса по сравнению с майским саммитом не произошло. В итоговых документах стороны «обязались проследить, чтобы расширение Евросоюза сблизило Россию с ЕС в Европе без разделительных линий… приветствовали недавнюю встречу экспертов, которая прошла в контексте нашего согласия изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы и рассмотреть существующие гибкости в рамках Шенгенского соглашения с целью упрощения поездок в ближайшем будущем на основе взаимности». Соглашение о реадмиссии, которого так хочет ЕС, будет заключено «своевременно».
Российские дипломаты назвали визит в Италию, который непосредственно предшествовал саммиту, гораздо более продуктивным, чем встреча с ЕС. «Мы реально продвинули сотрудничество по многим сферам», - говорят участники переговоров и с российской, и с итальянской стороны. Они даже «выжали» все, что могли из Шенгенских требований, и пообещали сделать визы дешевыми, долгосрочными(до 5 лет) и многоразовыми. Но «сожительство» России и Италии все равно возможно только с «кузнецом» - Евросоюзом в целом. А «кузнецу» сейчас не до того….