Двое сотрудников центрального аппарата ФСБ России пришли с проверкой в элитную школу-гимназию, где учится двенадцатилетняя дочь главы компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского Анастасия. По официальной версии контрразведчики проверяли готовность школы к отражению возможных терактов. Однако кроме информации об учащихся сотрудники ФСБ ничем больше не интересовались, а в других школах Москвы подобных "антитеррористических проверок" не проводилось. Более того, сотрудники ФСБ, побывавшие в гимназии, участвовали и в других следственных действиях по делу НК "ЮКОС".
Сотрудники ФСБ Ольга Нужденова и Андрей Анисимов пришли к директору гимназии (номер школы редакция не указывает по этическим соображениям) Юрию Бобриневу около двух недель назад.
- Они представились сотрудниками Антитеррористического центра ФСБ России и предъявили удостоверения, - рассказал "Известиям" Юрий Бобринев. - Попросили меня предоставить списки учеников. Однако я заявил, что любая информация об учащихся дается только по запросу и с разрешения нашего учредителя, которым является департамент образования округа. Они поблагодарили, сказали, что в ближайшее время оформят все бумаги, и ушли. На выходе проверили охрану - сказали, что она их устраивает. Через какое-то время перезвонили, уточнили кое-какие юридические формальности. Потом позвонили снова, сказали, что аналогичные проблемы возникают и в других школах и поэтому действовать они будут через департамент образования. Больше я о них ничего не слышал.
Между тем, по информации "Известий", визитеров интересовали не все ученики школы, а списки и личные дела детей от 11 до 13 лет. Именно в эту категорию попадает двенадцатилетняя дочь Михаила Ходорковского Анастасия. Правда, какую информацию сотрудники ФСБ намеревались получить - неизвестно. В личном деле ученика есть фамилии, имена и отчества его родителей, домашний адрес и оценки.
Сами сотрудники ФСБ, которые приходили в школу, утверждают, что вообще не интересовались учениками, а проверяли лишь антитеррористическую готовность.
- Это была плановая проверка антитеррористической готовности школ, - заявил "Известиям" оперуполномоченный ФСБ Андрей Анисимов. - Мы проверили очень много школ, и я даже не помню той гимназии, о которой идет речь. И уж тем более не знаю, что в ней учится дочь Ходорковского. Дело в том, что в связи с приближающимися выборами в России - а тогда был канун выборов в Чечне - угроза терактов возрастает, и руководство поручило нам проверить школы.
Однако Андрей Анисимов не смог назвать больше ни одной школы, в которой проводилась аналогичная проверка.
В департаменте образования Юго-Западного округа "Известиям" заявили, что ни о каких массовых проверках школ в последний месяц не слышали. По словам старшего специалиста департамента Сергея Осипова, у всех образовательных учреждений есть четкое указание: не препятствовать работе ФСБ.
Из протоколов обысков, которые есть в распоряжении редакции, следует, что приходившие в гимназию оперативники уже участвовали в следственных действиях в рамках так называемого дела "ЮКОСа". В частности, оперуполномоченный ФСБ Ольга Нужденова участвовала в обысках 4 июля в офисе компании "М-Реестр" - реестродержателя "ЮКОСа" и 11 июля - в архиве компании "ЮКОС-Москва". А оперуполномоченный ФСБ Андрей Анисимов принимал участие в обыске в квартире сотрудника службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина 19 июня. Их имена официально внесены в протоколы этих следственных действий.
Сам Андрей Анисимов заявил "Известиям", что по роду своей деятельности принимает участие в различных следственных мероприятиях и в таком совпадении ничего удивительного, по его мнению, нет.
В самой компании "ЮКОС" комментировать посещение сотрудниками ФСБ школы, где учится Анастасия Ходорковская, отказались.
- Мы не можем комментировать сведения о частной жизни нашего руководства, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин.
Какую цель на самом деле преследовали сотрудники ФСБ - неизвестно. По мнению большинства юристов, с которыми побеседовали в среду "Известия", Ходорковскому хотели намекнуть на то, что у него, как у любого человека, есть слабые места.
- Трудно комментировать дело, которым не занимаешься, но если все обстоит действительно так, то это чистой воды психологическое давление, - заявил "Известиям" адвокат Борис Кузнецов. - Ходорковскому этим, безусловно, намекают: "Уезжай. Бросай все и уезжай. А все чем владеешь отдай нам". Только вот они управлять ничем не смогут. На месте Ходорковского я бы немедленно подал в суд на неправомерные действия должностных лиц и вмешательство в частную жизнь.