Правовой беспредел в Союзе биатлонистов России (СБР), о котором много раз писали "Известия", продолжается. Некоторое время назад в обстановке абсолютной секретности в Германии (!) прошло заседание постоянно действующего руководящего органа СБР - Совета. Выборочно приглашенные в загранпоездку члены Совета проголосовали за продление президентских полномочий Александра Тихонова, которые заканчиваются в этом году, еще на два года. "Известия" выяснили, что юридической силы не имеют ни само заседание, ни принятые на нем решения.
О кризисной, критической ситуации, которая сложилась в Союзе биатлонистов России, "Известия" рассказывали уже много раз. Только в этом году - 20 марта, 9 и 18 апреля, 7, 13 и 17 мая, 5 июля. Проходят недели, месяцы, но ничего не меняется. После незаконного оставления в должности старшего тренера мужской сборной Александра Голева и незаконного утверждения на этом же посту после трагической гибели Голева Николая Савинова руководители СБР провели за границей незаконное заседание Совета, на котором незаконно продлили президентские полномочия Тихонова.
На пост президента СБР великого биатлониста, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Тихонова переизбрали в 1999 году, на отчетно-выборной конференции СБР в Петербурге. Согласно действующему уставу СБР, отчетно-выборные конференции должны проводиться "не реже одного раза в четыре года" (пункт 5.1). И таким образом, очередная должна была (и должна) состояться в 2003 году. Но люди, хорошо знакомые с ситуацией в СБР, заранее предполагали, что конференция может в определенный законом срок не состояться. Еще в мае легендарные ветераны российского биатлона в открытом письме председателю Госкомспорта России Вячеславу Фетисову и президенту Олимпийского комитета России (ОКР) Леониду Тягачеву сообщили, что высшие руководители СБР "ради корыстных интересов пытаются пролонгировать срок своих полномочий, на неопределенный срок отложить проведение отчетно-выборной конференции".
Руководители СБР во главе с и.о. президента СБР Дмитрием Алексашиным (президент СБР Тихонов несколько лет по известным причинам живет в Австрии) указанные в письме претензии назвали "смешными" и "не имеющими ничего общего с реальным положением дел". Тягачев с Фетисовым даже не разобрались, что же происходит в одном из самых популярных в России и медалеемких на Олимпийских играх видов спорта на самом деле. Более того, они скорее способствуют процветанию беззакония в СБР. По информации, которую получили "Известия", председатель Госкомспорта и президент ОКР поставили автографы под письмами в поддержку Тихонова, которые Алексашин повез на Совет СБР в Германию. За два с небольшим года до Игр в Турине два высших спортивных чиновника считают, что в нашем биатлоне - полный порядок.
Согласно действующему уставу СБР, Совет является "постоянно действующим руководящим органом" СБР и должен проводиться "не реже одного раза в три месяца" (пункт 5.3). До выездного заседания он не собирался минимум полгода. Во всяком случае, об этих заседаниях ничего не знали самые активные участники российского биатлона. Но даже состоявшееся собрание в Германии руководители СБР скрывали. В конце прошлой недели и.о. Алексашин подтвердил корреспонденту "Известий" по телефону, что Совет СБР действительно состоялся, и состоялся за границей. Но сообщить о принятых решениях отказался, обронив фразу: "Вся информация есть на сайте, я попросил Костю написать... Прочитай, если останутся вопросы - поговорим..."
Собственного интернет-сайта у СБР нет. Да и кто такой Костя, исполнитель воли Алексашина, однозначно сказать сложно. Но на сайте любителей биатлона www.biathlon.cc корреспондент "Известий" нашел лаконичную новость за 22 сентября, которая сообщала: старшим тренером мужской сборной России утвержден Николай Савинов (а его помощниками - Евгений Колокольников с Андреем Гербуловым). Что именно Николай Савинов будет старшим тренером мужской команды, "Известия" предупреждали еще три месяца назад. Но самое интересное оказалось дальше: "На заседании Совета Союза биатлонистов России (проходившем в г. Орт, Германия) также продлены до 2006 года полномочия президента СБР Александра Тихонова".
Никаких вопросов к и.о. президента Алексашину, как он и предсказывал, после этого не осталось. Конечно, нашему спортивному сообществу далеко до цивилизации. Однако беспредел, который творится в СБР, а значит, - во всем отечественном биатлоне, поражает своим размахом. Руководители СБР нагло, с ухмылочкой и матерком нарушают законы и правила, которые сами себе написали и установили (ведь, по словам Алексашина, именно он написал устав СБР). А что законы и правила нарушаются, сомнений - никаких, чтобы понять это, необязательно специализироваться на спортивном праве. В уставе СБР (пункт 5.2) сказано: к исключительной компетенции конференции относятся (в числе прочего) и выборы "членов Совета Союза, президента, вице-президентов, генерального секретаря сроком на четыре года".
Кроме того, в пункте 5.3 еще раз оговорено, что Совет СБР "осуществляет иную деятельность, не входящую в исключительную компетенцию конференции". А это значит, что Совет СБР не имел права продлевать (равно как и сокращать) полномочия Тихонова на посту президента СБР. Согласно уставу, в компетенции Совета СБР находится -- в частности - "определение места и сроков проведения конференции". И предполагалось, что на ближайшем Совете будет установлена дата очередной отчетно-перевыборной конференции. Но вместо этого почему-то случилось очередное замалчивание фактов и микширование документов. Мы пока далеки от того, чтобы обсуждать деятельность Александра Тихонова на посту президента СБР. Однако можно предположить, что, если он боится выйти в открытый спор (о намерении в соответствии с законом баллотироваться в президенты СБР заявили уже два популярных в российском биатлоне человека), значит, чего-то боится.
СБР сегодня - закрытая организация, фактически частная лавочка. Получить необходимые документы, включая даже устав, невероятно сложно. Практически - невозможно. Но один из руководителей СБР, который неожиданно оказался в опале у вчерашних соратников, назвал корреспонденту "Известий" имена деятелей, которые поучаствовали в историческом выездном заседании Совета СБР в Германии. Фамилии - в алфавитном порядке: Алексашин (вице-президент СБР), Богданов, Ерастов (не имеет права голоса), Ивашов, Кирилюк, Костенко, Кремер (почетный член, не имеет права голоса), Лалым, Лебедев, Маматов (вице-президент СБР), Мелихов (вице-президент СБР), Муслимов, Мухлыгин, Пейве, Подзолкова (секретарь, не имеет права голоса), Рощин, Савинов, Ткаченко, Тихонов (президент СБР), Шельников.
Не трудно посчитать, что в заседании Совета СБР присутствовали 20 человек, из них право голоса имели лишь 17. В уставе СБР записано: "Совет правомочен, если на заседании присутствует более половины его участников" (пункт 5.3). Членов Совета СБР, которые имеют право голоса, сегодня - 35. Таким образом, выездное заседание Совета СБР получилось неправомочным принимать вообще какие-либо решения. Это значит: не только президентские полномочия Тихонова истекают 31 декабря 2003 года, но и Савинов не может возглавлять мужскую сборную России. Теперь осталось, чтобы кто-нибудь из активных участников биатлонного сообщества опротестовал незаконные решения выездного Совета СБР в суде.