Несколько десятков баллистических ракет УР-100 с разделяющимися головными частями, много лет пролежавших на складах, помогут российским ядерным силам спокойно дождаться создания стратегического оружия нового поколения. Это заявление президента Владимира Путина, сделанное в четверг на совещании руководящего состава Министерства обороны, чуть было не заслонило другую новость - реформа российского военного ведомства в основном завершена, начинается этап планомерного военного строительства.
- Вооруженные силы перешли от радикальных реформ к последовательному и рассчитанному на перспективу глубокому преобразованию, - заявил президент. - Фактически мы переходим к качественно новому облику Вооруженных сил.
- Мы теперь готовы думать не о том, что способна сделать армия на основе того, что осталось от СССР, а о том, что она должна сделать для отражения реальных угроз России, - было подчеркнуто вчера на совещании. Сегодня по-другому определяются внешнеполитические приоритеты нашей страны, да и экономические возможности существенно отличаются от тех, которыми располагал СССР накануне своего распада.
Прямой военной угрозы безопасности России сейчас нет. Однако защита интересов национальной безопасности только политическими и экономическими инструментами, без опоры на военную силу, невозможна - с этой мысли начал свой доклад министр обороны Сергей Иванов.
- Мы считаем безответственным в столь важный момент ограничивать прерогативы армии лишь внешней сферой, - подчеркнул министр. Из его доклада вытекало, что Вооруженным силам вместе с другими силовыми ведомствами найдется работа при отражении и внешних, и внутренних, и - новое понятие - трансграничных угроз национальной безопасности страны. Трансграничными предлагается считать внутренние по форме, но внешние по сути угрозы: например, подготовка на территории других государств вооруженных формирований для осуществления враждебных действий на территории России или ее союзников. Упомянув Чечню, Иванов подчеркнул, что в подобных случаях делить угрозы на внешние и внутренние просто невозможно.
Направление развития Вооруженных сил во многом будет зависеть от того, в каких конфликтах им придется принимать участие. А конфликты эти в последние десятилетия, хотя и сильно различались по форме, тем не менее имели важные общие черты. Они, например, были чаще всего локальными, но в них применялись силы и средства, размещенные за пределами театра военных действий; успех в первую очередь обеспечивался массированным применением дальнобойного высокоточного оружия в самом начале конфликта, а закреплялся применением сухопутных войск.
- Агрессии при помощи танковых клиньев не будет, - подытожил анализ министр. - Никто в Россию не придет - могут только прилететь... - И сделал вывод: необходимо крепить противоракетную и противовоздушную оборону, наращивать число частей постоянной готовности, готовиться к оперативной переброске войск и сил с одного театра военных действий на другой. Армия должна быть готова к участию в двух вооруженных конфликтах одновременно, подчеркнул Иванов.
Такая многочисленная армия, как прежде, теперь не нужна - новые задачи должны решаться умением, как, впрочем, и качеством военной техники и вооружения. И основное сокращение Вооруженных сил в основном уже произведено - с 1992 по 2003 год число военнослужащих было снижено с 2,75 до 1,16 млн человек, а к 2005 году составит около 1 млн. Новых массовых сокращений не предусматривается - об этом с трибуны совещания заявил президент.
Сделать за годы реформы удалось многое, отметил Путин. Теперь перед армией стоят новые приоритеты - совершенствование системы комплектования личным составом в первую очередь. Президент призвал выдержать параметры и сроки перехода на контракт и снижения длительности службы по призыву ("мы вместе с вами принимали эти решения", - напомнил Путин генералам). И, конечно, перевооружение, которое должно идти рука об руку с консолидацией оборонно-промышленного комплекса. За созданием новых образцов вооружения XXI века президент обещал следить лично. И поручил Генштабу представить ему план реализации предложений, прозвучавших на вчерашнем совещании в виде концепции.