Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

СТС - сказочник для взрослых

...Невероятно, но факт: вскоре после своего появления на СТС в качестве генерального продюсера Александр Роднянский убрал из эфира программу "Окна" - "золотую жилу", хит канала, собиравший баснословный рейтинг: "Это сукно не моей мануфактуры". Недолго просуществовал на СТС и "Большой куш" - по той же причине: некачественно, "желтизна", зашкаливающая все возможные пределы, не есть главный признак развлечения. Зато переманил к себе с канала ТВС программу "Истории в деталях" - эдакий эфирный аналог глянцевого дорогого журнала "Караван историй", качественное бульварное "чтиво-зрелище", сказка для взрослых, создающая иллюзию: "и невозможное возможно", и Золушка в означенный час может стать прекрасной принцессой. А потом на СТС появилось кино - наше и зарубежное
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Всего год с небольшим назад казалось, что это надолго, если не навсегда: тройка телеканалов-лидеров - Первый, "Россия" и НТВ - и все остальные, которым до столпов отечественного эфира так же далеко, как нам, землянам, до Луны. И тут приезжает с Украины в Россию некто Александр Роднянский, чтобы возглавить мелкий по телевизионным масштабам канал СТС. И заявляет с самонадеянностью провинциала, мечтающего завоевать столицу: его, мол, цель - захватить не менее 10% российской аудитории, а потом и вывести канал в "высшую лигу". "Ну-ну, - усмехнулись снобы-телевизионщики. - Дай Бог нашему теляти волка поймати". У "теляти", впрочем, опыт поимки волка уже был - на Украине. Создав с нуля телекомпанию "1+1", он в рекордные сроки вывел ее в лидеры украинского вещания, постоянно собирая около трети аудитории, большинство которой составляют зрители до 45 лет, - самую привлекательную для рекламодателей и ТВ ее часть. Но то Украина. Вы давно там были? Вы их другие, национальные, каналы когда-нибудь видели? Меж тем Роднянский и не собирался тягаться с российскими "китами" и "слонами" на их поле. Он предложил и начал реализовывать концепцию не универсального, а в чистом виде развлекательного канала, что тоже вызвало в России определенный скепсис: дескать, аудитория наша в высшей степени консервативная, для нее телевидение больше, чем телевидение: и учитель жизни, и воспитатель, и вдохновитель на массовый поход к избирательным урнам. А развлечений для отвлечения от тягот бытия и на главных российских каналах выше крыши. Роднянский, однако, имел в виду совсем иные развлечения, нежели те, коими потчуют своих зрителей наши телевизионщики: Петросян, "Аншлаг", сборный праздничный концерт, "Большая стирка". В одном из интервью он так сформулировал свое понимание самого понятия "развлекательное ТВ": "Это ощущение выходного дня и праздника, когда вы не идете на работу и включаете телевизор не с целью посопереживать дискуссии на актуальную политическую тему или узнать, что случилось в парламенте, а когда для вас телевизор - один из возможных источников позитивного хорошего настроения... Причем мы не относимся к развлечению как к безделью. Это ткань жизни, это самореализация человека в условиях свободного выбора: хочу - учусь и познаю мир, хочу - смотрю ради интереса, отдыхаю, расслабляюсь... Одни для развлечения читают исторические мемуары, другие - философские эссе, а третьи - Дарью Донцову. Мне кажется, такую разнослоицу понимания жизненных людских пристрастий мы должны привнести в эфир". Невероятно, но факт: вскоре после своего появления на СТС в качестве генерального продюсера Александр Роднянский убрал из эфира программу "Окна" - "золотую жилу", хит канала, собиравший баснословный рейтинг: "Это сукно не моей мануфактуры". Недолго просуществовал на СТС и "Большой куш" - по той же причине: некачественно, "желтизна", зашкаливающая все возможные пределы, не есть главный признак развлечения. Зато переманил к себе с канала ТВС программу "Истории в деталях" - эдакий эфирный аналог глянцевого дорогого журнала "Караван историй", качественное бульварное "чтиво-зрелище", сказка для взрослых, создающая иллюзию: "и невозможное возможно", и Золушка в означенный час может стать прекрасной принцессой. А потом на СТС появилось кино - наше и зарубежное. И наконец, сериалы собственного производства: каждый день начиная с 1 сентября. Только премьеры. И только собственных сериалов. Начали с экранизации иронических детективов Дарьи Донцовой. И случилось то самое чудо, о котором год назад нельзя было даже помыслить, находясь в здравом уме и трезвой памяти. По данным компании "Геллап Медиа", благодаря линейке "Русский сериал в 20.00", в которой демонстрировался сериал "Даша Васильева. Любительница частного сыска", СТС впервые в своей истории (и в истории новейшего российского телевидения) вышел на третье место, опередив НТВ. Доля зрителей от четырех и до пятидесяти лет (тех самых, наиболее привлекательных для рекламодателей) составила в прайм-тайм 16,1% (в отличие от 10,2 % у НТВ). Это данные по всей России на неделе с 8 по 14 сентября. По Москве СТС в эти же дни в прайм-тайм опередил по охвату той же аудитории (от 4 до 50 лет) не только НТВ, но и канал "Россия" (17,2% против 10,8 и 16,8 соответственно)! Вот вам и "теляти". Вот вам и "волк"! Притом сразу же вслед за "Дашей Васильевой. Любительницей частного сыска" в эфир СТС был запущен новый сериал по произведениям Донцовой - "Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант". Но и на нем дело не закончится. Премьеры собственных сериалов запланированы на 2 года вперед - впервые в истории не только СТС, но и всего нашего телевидения. Запланированы и даже уже запущены в производство сериалы, которые делаются на русском материале по американской технологии. В работе над ними принимают участие американские сценаристы - создатели сериалов "Династия", "Даллас" и "Зачарованные". А теперь попробуем ответить на вопрос, что же такое угадал или просчитал Александр Роднянский, затевая свое амбициозное, но по всем нашим прежним представлениям невыигрышное предприятие. А вот что, на мой взгляд. Во-первых, то, что появилось немало людей, которым жизнь не в тягость, а в радость, и телевидение - одна из естественных составляющих этой радости: "Мы славно поработали и славно отдохнем". Это преимущественно молодые люди, сумевшие быстрее других адаптироваться к новым условиям, - зачаток того самого среднего класса, на котором держится любое цивилизованное государство. Во-вторых, Роднянский одним из первых просчитал-угадал настроение аудитории, которой до черта надоели политические игры, в кои играют власти при помощи телевидения. Устав от бесстыдной политики, тупой пропаганды, информационных войн и бесконечной "чернухи", зрители уходят туда, где политики нет вообще, что называется, психику почистить (именно так определяла одна моя умная знакомая интерес массового читателя к детективам Дарьи Донцовой: проглотишь за несколько часов ее очередное творение - и в голове ясно и чисто: ни тебе тяжких мыслей, ни особых мыслей вообще). Ну и наконец, счастливое (для Александра Роднянского и канала СТС) стечение обстоятельств. Кто осенью прошлого года мог предположить, что один из игроков "высшей лиги", компания НТВ, начнет столь стремительно терять очки? Кто мог представить, что "коней" - высший менеджмент НТВ - поменяют на переправе? Именно в тот момент, когда компания, оправившись от потрясений, наверстывала упущенное и готовилась к новому взлету? Кто мог допустить мысль, что пришедшие к руководству НТВ "врачеватели" так "обновят" канал, что зрители, привыкшие к качественному и умному ТВ, попросту обидятся и уйдут. В том числе и на СТС, где "умного", в традиционном энтэвэшном понимании, конечно, нет, но зато есть немало качественного - те самые сериалы, благодаря которым прежнее НТВ - сериальный монополист - приобретало рейтинг и неустанное зрительское внимание. Вот и выходит, что, возможно, и не было бы у СТС счастья, да несчастье помогло. А нынешняя предвыборная ситуация с ее бесстыдным пиаром, с одной стороны, и тотальным политическим контролем - с другой, уверена, будет способствовать дальнейшему оттоку зрителей не только с НТВ, но и с других каналов, вовлеченных в политическую игру под названием "Демократические выборы в свободной стране". Признаюсь в заключение, что СТС - не мой канал. Точно так же, как "Караван историй" - не мой журнал, а Дарья Донцова - не мой любимый автор. Однако ж и тем, и другим, и третьим я время от времени пользуюсь - чищу психику. Тут все ясно и без обмана. Развлекайся. Расслабляйся. Обольщайся не сомнительной харизмой очередного претендента в народные кумиры, а сказочной историей Даши Васильевой, любительницы частного сыска, в одночасье превратившейся из бедной, как церковная мышь, училки в наследницу огромного состояния. Отдыхай. P.S. Клуб телепрессы, объединяющий 16 журналистов, пишущих о ТВ, назвал Александра Роднянского "персоной" минувшего телесезона - с формулировкой "Серьезному менеджеру развлекательного ТВ". И еще. В этом году программы СТС впервые вышли в финал "ТЭФИ" по пяти номинациям. У НТВ номинаций шесть (против четырнадцати прошлогодних). Окончательное голосование, которое определит лауреатов "ТЭФИ"-2003, состоится вечером в пятницу, когда сдается субботний номер "Известий". Так что вы, уважаемый читатель, в отличие от меня, их уже знаете.
Комментарии
Прямой эфир