В пятницу в Москве состоится единственное представление под названием "Carmina Burana: Open Air Opera", рассчитанное на 15 тысяч зрителей, для которых имеются билеты по цене от одной до пятнадцати тысяч рублей. Первые два слова в названии этого проекта означают, что в нем используется музыка знаменитой кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана". Следующие два - что исполнять ее будут на открытом воздухе. И, наконец, последнее слово - опера - означает, что одной музыкой тут дело не обойдется.
Уроженец Мюнхена Карл Орф очень любил детей, для которых придумал до сих пор актуальную методику музыкально-ритмического воспитания. Также он уважал все, что связано со стариной и национальными традициями. За это его, в свою очередь, вполне одобряло национал-социалистическое правительство. Первая серьезная композиторская работа Орфа - кантата "Кармина Бурана" - была написана в непростом 1937 году и оказалась столь успешной у самых разных слоев населения, что впоследствии не убереглась ни от гитлеровских премий, ни от участия в голливудских саундтреках и в рекламной кампании российской фирмы "Партия".
В этой сознательно упрощенной, но витальной музыке действительно можно найти все, что угодно, - триумф германской воли, авангардный варваризм последователя Стравинского, аналогию свиридовскому "Время, вперед!" и предысторию американского минимализма. "Кармина Бурана" написана на 24 текста средневековых песен, найденных в начале XIX века в Бойренском бенедиктинском монастыре недалеко от Мюнхена (с латыни ее название переводится как "Бойренские песни"). Тексты эти мало того что на разных языках, но и тематически никак между собой не связаны. Тем не менее Орф никогда не был против сценической жизни своего опуса, поэтому к его столетию в 1995 году город Мюнхен осуществил самую грандиозную постановку кантаты, какую только можно себе представить. Режиссером и дирижером стал некто Вальтер Хаупт, ученик Карла Орфа.
"Carmina Burana: Open Air Opera", которая к настоящему моменту объездила весь земной шар, из тех проектов, в описании которых самое большое значение имеют цифры. Центральную часть сцены занимает огромная башня высотой 20 метров и весом 50 тонн. По ходу спектакля одна другую сменяют 24 декорации (художник - Михаил Чернаев), изображающие различные реалии средневековой жизни: замки, таверны, корабли. Помимо трех солистов (это румынское сопрано Рамона Эремия, чешский тенор Николай Вишняков и чешский баритон Иржи Кубик) на сцене имеется московский хор "Духовное возрождение", а под сценой - Российский национальный оркестр (хор и оркестр, как правило, рекрутируются из принимающей стороны).
Но это, конечно, далеко не все. Основная нагрузка лежит на тридцати актерах, жонглерах, танцорах, акробатах и кукольниках, изображающих демонов, ангелов, рыцарей, императоров и блудниц, для которых написан сценарий на 265 страницах. А еще большая - на пиротехниках и звуко-свето-видеоинженерах, стараниями которых кантата Орфа должна стать зрелищем, посильнее любого рок-концерта.
Шоу уже было показано более чем в тридцати городах, причем в отдельных случаях - как, например, на бразильском пляже Копакабана - размеры зрительской аудитории достигали ста тысяч человек. В Москве подходящую площадку для "Кармина Бурана" нашли очень далеко - на площади гипермаркета "Крокус-сити", что находится на пересечении Волоколамки и 66-го километра МКАД. Авиация будет защищать небо от дождя, а три охранные фирмы - зрителей друг от друга.
Вальтер Хаупт, режиссер и дирижер:
Мои актеры не боялись высоты
- Почему вы взялись за постановку именно этой оперы?
- С Карлом мы были друзьями, он был моим учителем и всегда хотел, чтобы я дирижировал этим произведением, а впоследствии и инсценировал. Я смог это сделать только к его 100-летию. Я думал, постановка пройдет только один раз, но уже семь лет гастролируем.
- Постановка изначально задумывалась как нечто большее, чем театральная постановка, с включением большого числа пиротехнических и световых эффектов?
- Я много разговаривал с Орфом, как это должно выглядеть. И то что в итоге было реализовано, это в большей мере то, что представлял себе сам Карл. Его динамичная и крупномасштабная музыка должна иметь такую же мощную инсценировку. Поэтому и местом первого показа постановки была выбрана мюнхенская площадь, на которую собралось 20 тысяч человек. И надо было, чтобы каждый из зрителей мог увидеть действо на сцене. Отсюда появилась идея возведения такой большой башни. На ней и происходит все действо оперы.
- До Москвы постановка дошла в своем мюнхенском варианте?
- В основном да. Что-то мы с годами убирали, чем-то дополняли. Для меня это не рутина, а живой творческий процесс, который, как все живое, должен меняться с годами.
- Большую часть труппы - музыканты, акробаты, жонглеры, актеры - у вас составляют чехи. Почему выбор пал на них, а не на ваших земляков-немцев?
- Так получилось, что когда я ездил по Чехии, то увидел, насколько у них в маленьких театрах универсальны актеры. Они могут делать практически все: и петь, и танцевать, и жонглировать. Это было то, что мне нужно. И они не боялись высоты!
- Кантата Карла Орфа занимает по времени час, а ваше выступление длится два.
- На самом деле все просто. Перед "Кармина Бурана" мы играем Верди - это наше первое отделение. Потом антракт. И собственно опера длится чуть больше часа, включая факельное шествие.