Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Голубые подземные волны

Известно, что Московский метрополитен был пущен в 1935 году. Известно также то, что первая подземка связала (через центр города) два самых популярных парка - Центральный парк культуры и "Сокольники". Пассажир-первопроходец, некто П.Н. Латышев заявил в газете "Рабочая Москва": "Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции метрополитена "Сокольники" я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии "А" и с огромным удовольствием совершил путешествие... Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живет человек, только другого сословия, капиталист, который собирает первые билеты метро
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Известно, что Московский метрополитен был пущен в 1935 году. Известно также то, что первая подземка связала (через центр города) два самых популярных парка - Центральный парк культуры и "Сокольники" (что было закреплено в тогдашнем шлягере "От Сокольников до Парка на метро"). Но среди станций первой очереди метрополитена есть одна, самая первая. Это - "Сокольники". Прокладка метро была стройкой и трудной, и пафосной. Поэт Григорий Костров (сам участник строительства) воспевал ее в строфах: И под землей, Смиряя воды, Врубаясь В крепость горских глин, Подняли Дерзостные своды, Огни веселые зажгли! Однако, невзирая на самоотверженность (и жертвенность) строителей, в срок проложить метро не успевали. Поэт Александр Безыменский писал: То метро, что ты готовишь, Силой сталинской горя, Пустит Лазарь Каганович В день седьмого ноября. Имелся в виду ноябрь 1934 года. Однако только лишь 15 октября по линии прошел первый, пробный состав из двух вагончиков. Маршрут был укороченный, всего два перегона - между "Комсомольской" и "Сокольниками". В январе 1935 года начали курсировать (опять же от "Сокольников" до "Комсомольской") первые рейсы с заданной периодичностью (конечно же без пассажиров). 5 февраля впервые был преодолен полностью весь маршрут. И лишь 15 мая состоялось, наконец, торжественное открытие метро. Первый рейс отправился опять-таки от станции "Сокольники". Пассажир-первопроходец, некто П.Н. Латышев заявил в газете "Рабочая Москва": "Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции метрополитена "Сокольники" я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии "А" и с огромным удовольствием совершил путешествие... Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живет человек, только другого сословия, капиталист, который собирает первые билеты метро. "Вот пошли ему свой билет, - приставал ко мне иностранец, - заработаешь". Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет № 1! Я его как святыню, как документ итога моей большой жизни буду хранить". Оформили же станцию колоннами из серо-голубого мрамора, чтобы у пассажиров возникали некие неясные ассоциации с морскими волнами. Одна из создательниц станции - архитектор Надежда Быкова так поясняла этот нехитрый прием: - Именно так и задумано. Едут с работы усталые люди. Позади у них трудный день, впереди - отдых. Выходят на нашей станции, и она дарит им обещание спокойствия, тишины. Взгляните, вестибюль имеет вид портала, открывающего дорогу в аллеи близкого парка. Естественно, что существуют более функциональные приемы, нежели колонны цвета моря или вестибюль в виде портала. Можно было, например, устроить эскалатор. Но это было бы чересчур просто и к тому же приносило бы реальное отдохновение. А в начале тридцатых годов ожидание счастья было гораздо важнее, чем счастье действительное, наступившее. Эскалатор на такой довольно, впрочем, неглубокой станции выглядел бы несовременно и по-буржуазному. Лишь в восьмидесятые годы поэт Семернин пожалел об отсутствии этого приспособления: Неприметная да ладная, Ветеран метро Москвы, Ты живешь без эскалатора До сих пор еще, увы... А впрочем, эскалатор вряд ли бы украсил эту станцию.
Комментарии
Прямой эфир