Британская аналитическая компания Datamonitor опубликовала доклад "Развитие мирового рынка спирта до 2007 года". В документе, оказавшемся в распоряжении "Известий", аналитики пробуют определить, в каких странах будут пить больше горячительного и куда в ближайшие пять лет стоит вкладывать деньги компаниям. Первое место по количеству выпиваемого в мире уверенно занимает Россия.
Объем российского рынка крепких алкогольных напитков (в эту категорию вошли водка, коньяки и бренди, ликеры, ром и виски) в 2002 году составил $20,3 млрд. Это четверть европейского рынка горячительного ($82,5 млрд). Правда, по словам аналитика Datamonitor Джонатана МакКенна, это лишь объемы продаж крепкого алкоголя. "В России спиртное стоит гораздо дешевле, чем в большинстве стран Европы, - сказал "Известиям" аналитик. - И если считать в проданных литрах, то на вашу страну придется треть всего продающегося в Европе горячительного". Через пять лет продажи крепкого спиртного в России вырастут на 12% - это (опять же по сравнению с другими странами) самый внушительный рост.
Определив первое место по количеству продаваемого спиртного, иностранцы расстроились - пьют на бескрайних российских просторах в основном водку. Доля "беленькой" составляет на рынке 79,3%. "Единственная альтернатива водке в России - коньяки и бренди. Но доля их продаж, 14,2%, в ближайшие пять лет вряд ли существенно вырастет", - сетует Джонатан МакКенн.
С напитками, популярными в других странах (ром, виски), дела в России обстоят ниже среднего - в общем объеме продаж они занимают не больше 1%. Иностранцы искренне верят, что до 2007 года ситуация изменится и виски станут пить гораздо больше, чем сейчас. Но, похоже, Запад питает напрасные надежды. Оказывается, мы как пили водку, так и продолжаем ее пить. Даже доход не влияет на выбор: разбогатев, россиянин остается верен традициям и лишь переходит на дорогие водочные марки.
В Национальной алкогольной ассоциации говорят, что в прошлом году водки было выпущено 138 млн декалитров (дал), а в этом объемы производства снизятся, правда, всего на 2 млн дал. По словам начальника информационного департамента Русской винно-водочной компании (РВВК, выпускает водку "Флагман") Сергея Камоцкого, это незначительное снижение говорит о том, что мы стали более требовательны к алкоголю.
"Надо четко различать столицу и регионы, - добавляет старший эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. - В регионах потребитель самый консервативный - при покупке крепкого алкоголя здесь почти в 100% случаев выбор падает на водку". По мнению эксперта, рост продаж коньяка и виски в ближайшие годы все-таки случится. Но только за счет людей с доходами выше среднего, проживающих в крупных городах.
Пить водку в нашей стране - значит поддерживать традицию. Водка не без помощи государства позиционируется как национальный продукт. Последняя новация в поддержании этого имиджа присутствует в законопроекте "О государственном контроле за оборотом спирта и спиртосодержащей продукции". В нем дается расшифровка понятия "водка": "спиртной напиток со специфическим вкусом и запахом, произведенный на территории РФ". Если это определение утвердят, то вся другая водка - например, "Абсолют", "Финляндия" или тот же украинский "Немирофф" - будет уже не водка, а неизвестно что.
Пока же на российском рынке есть и местная, и зарубежная водка. Вместе с ними внимания потребителей добиваются коньяки, виски, текила. Поставщики элитного алкоголя говорят, что этим напиткам в России всегда будет сложно тягаться с водкой. По мнению гендиректора Pernod Ricard Rouss Филиппа Кутена, на эти элитные напитки приходится всего лишь около 2% рынка. При этом сегмент элитного алкоголя растет очень медленно.
Больше всего из элитных напитков повезло коньяку, которого выпивают все больше. Даже на родине коньяка - во Франции в последнее время этот напиток стали пить меньше. Но если коньяк в России, как и водку, пьют по традиции, то совсем не повезло виски.
Вообще рынок элитных крепких напитков - это сочетание вкусов с размером кошелька. "Хорошее виски, например, очень сложно купить даже представителю среднего класса", - говорит Александр Романов. При этом хорошее виски стоит от 1 тыс. руб., а коньяк - от 1,5 тыс. руб.
Как бы там ни было, первенство по продажам сорокаградусного спиртного, похоже, закрепилось за нами надолго. Близко к российскому уровню держатся только восточноевропейские страны и государства обеих Америк. Но и им до нас далеко: в Польше ежегодно продается водки на $5 млрд. В Канаде, США и всех странах Латинской Америки, вместе взятых, в год продают на $60 млрд. В Западной Европе дела обстоят гораздо хуже - почти нигде объемы продаж крепких напитков не превышают миллиарда долларов. А в большинстве стран (например, в Швейцарии, Германии и Франции) продажи из года в год сокращаются.
Стали ли вы и ваши знакомые пить меньше крепких напитков, а больше слабоалкогольных?
Александр ЗЫКОВ, подполковник милиции, член Клуба "Известий":
- Те мои знакомые, которые раньше предпочитали водку, так ее и употребляют. По-моему, потребление пива выросло в основном за счет молодежи. Сейчас ведь такое изобилие сортов! Для молодых людей пиво - как легкий наркотик. Правда, вот потом, когда легкого им становится недостаточно, они переходят на более тяжелый - на водку. А ее сейчас ничуть не меньше. К сожалению, я сам не раз видел, как алкоголь продавали совсем молодым ребятам, несмотря на то что это запрещено. Приходилось потом делать продавцам замечания.
Аркадий КОРНАЦКИЙ, президент Одинцовской региональной торгово-промышленной палаты:
- Пьют - как и пили. Но произошла некоторая дифференциация. Раньше не было такого разнообразия алкогольных напитков, а сейчас есть все что душе угодно. Мне нравится то, что появился большой выбор вин, особенно сухих. А сортов пива вообще полное изобилие. Его стали пить значительно больше. Отсюда и широкая, агрессивная реклама пива. Я считаю, что сегодня уже речь идет о пивном алкоголизме среди молодежи. В то же время водки пьют не меньше. Увеличение потребления слабоалкогольных напитков не сказывается на потреблении крепких.
Валерий ПИВОВАРОВ, переводчик, член Клуба "Известий":
- Да, но в зависимости от возрастной группы. Люди более старшего поколения продолжают пить пиво и водку в тех же пропорциях, что и раньше. Что же касается поколения до тридцати, то они пьют гораздо больше пива. А среди тех, кого можно отнести к среднему классу, явно наблюдается тенденция употреблять больше вина. Во-первых, оно стало доступней - раньше его особо нигде и не было. Во-вторых, наверное, потому, что это просто модно.
Игорь ПИСАРСКИЙ, директор рекламного агентства:
- Лично я в последние годы стал пить больше хороших сухих, преимущественно итальянских, вин. Что касается структуры потребления крепких напитков, то по-прежнему любимый напиток водка, хотя иногда могу выпить виски, текилу или ром. Изменилось ли для меня соотношение потребления крепких и слабоалкогольных напитков? Пожалуй, да, но вызвано это не столько сменой личных симпатий, сколько изменением образа жизни: я переехал жить за город и ежевечерне проезжаю несколько постов ГАИ. А они бдят.
Римма КАЗАКОВА, поэтесса:
- Я смотрела передачу с нашим министром культуры Швыдким. Он говорил, что крепкие напитки наносят меньше вреда здоровью, - я с ним совершенно согласна. Думаю, что в употреблении алкогольных напитков большое значение имеет национальная привязка. Для нас лучше водки ничего нет. В холод она согревает, а в жару ее никто не пьет, и, таким образом, организм отдыхает от алкоголя. Но основная проблема - это неуемность в употреблении алкоголя. Например, нет ничего лучше бокала холодного пива к мясу. Но у нас чаще выставляют перед собой батарею бутылок и пьют без удержу. Главное - уметь остановиться, знать барьер, который переходить нельзя. К сожалению, все знают об этом, но далеко не все соблюдают.
Алексей КОРТНЕВ, солист группы "Несчастный случай":
- И я сам, и все люди, с которыми я сижу за столом и пью, лет двадцать назад выработали какие-то привычки и с тех пор не изменяли любимым напиткам. Мы предпочитаем дорогие крепкие напитки. Для нас за последнее время ничего не изменилось.
Константин РАЕВСКИЙ, студент МГСУ, 17 лет:
- Я сам не пью вообще. А по своему обширному опыту общения с ровесниками могу с полной уверенностью заявить, что и пиво и водку молодежь пьет в огромных количествах. Пить стали не меньше, а больше. Притом пьют все, абсолютно все. К примеру, мои друзья пьют так называемый ерш. Это водка с пивом. Как тут посчитать, чего меньше, а чего больше.
ДЕЦЛ, рэп-исполнитель:
- Я, например, совсем не пью. Большинство моих знакомых тоже, хотя иногда позволяют себе немного коньяка или виски. Считается, что если уж пить, то красиво и дорогие качественные напитки. Престижно разбираться в сортах коньяка и сигар. А что касается молодежи вообще, то водки стали пить меньше, видимо, потому, что больше стали курить "травку".