Душан ИВКОВИЧ - тренер-монумент, как величают его в западной прессе, специалист со списком трофеев, который сделал бы честь иным клубам, и авторитетом, делающим его слова вескими во всем мире. Душан Ивкович - творец преображения ЦСКА, случившегося в минувшем сезоне, не склонный, впрочем, особенно распространяться о его итогах. "С финальным свистком последнего матча для меня начался следующий сезон. Финиш минувшего чемпионата - это далеко не финиш нашего проекта", - с таких слов тренер баскетбольного ЦСКА Душан ИВКОВИЧ начал разговор с корреспондентом "Известий" Дмитрием НАВОШЕЙ.
- После победы в финале чемпионата России Сергей Кущенко признался, что до сих пор не знает, "почему такой титулованный тренер согласился на переезд в Россию после трех разговоров с мало кому известным человеком". Действительно - почему?
- Здесь все просто: мне очень интересен масштаб задач, стоящих перед ЦСКА. А кроме того, я искренне люблю Россию и считаю, что без сильного российского баскетбола европейский выглядит несколько неполноценно. Материальный фактор не играл в данном случае решающей роли. Я пришел в ЦСКА не зарабатывать деньги. К своим 59 я стал достаточно обеспеченным человеком, чтобы отдавать приоритет другим мотивам.
- Случались ли прежде в вашей карьере моменты, когда бы вам приходилось собирать команду практически с нуля?
- Такого, 95-процентного, обновления состава в моей карьере еще не бывало. И все же я бы не сказал, что нынешний ЦСКА делался "с нуля": традиции клуба, его репутация были прочным фундаментом для нашей работы. Просто игроки, числившиеся в команде на момент моего прихода, на мой взгляд, не были способны реализовать амбиции клуба, что потребовало значительных кадровых изменений. Мы еще не прошли и половины намеченного пути, но, надеюсь, перемены к лучшему уже заметны.
- Некоторые игроки нынешнего ЦСКА признавались по ходу сезона, что не работали так много никогда в своей карьере. Правда ли, что команды Ивковича трудятся на тренировках больше других?
- Может, и так - мне тяжело сравнивать. Но объемы работы, проделываемой нами, диктуются амбициями команды и требованиями современного баскетбола. Мало кто, кстати, вообще спрашивает о тренировках, а ведь, по моему убеждению, именно эта работа, наряду с верной селекцией, делает итоговый результат. Сами матчи - это лишь маленькая вершина большого айсберга, большая часть которого стороннему наблюдателю не видна.
- Что бы изменили в игре или подготовке к полуфинальному матчу Евролиги с "Барселоной", если бы он был еще впереди?
- Кардинальных перемен делать не стал бы - возможно, попробовал бы подкорректировать какие-то тактические моменты. Например, снял бы груз решающих бросков с Холдена и попросил бы его больше поработать на партнеров. Но в любом случае, поймите меня правильно, у меня нет к нему упреков.
- Холден, судя по всему, пользуется у вас самым большим кредитом доверия. А ведь в прежних ваших клубах редко бывали игроки, проводившие на площадке по 30-35 минут...
- Мы готовим всех игроков ЦСКА так, чтобы они были в состоянии провести на площадке все 40 минут. Джон-Роберт действительно получал больше времени и игровой свободы, но, полагаю, он доказывал право на это своим уровнем. В минувшем сезоне именно он больше всех влиял на игру команды, определял ее ритм.
- Игра ЦСКА при Ивковиче выглядит поразительно ровной в совершенно различных ситуациях - при равном счете, при "минус 15", при "плюс 25". Что позволило этого добиться - жесткая конкуренция за место в составе, ваша эмоциональность во время матчей, отлаженность командных взаимодействий?
- Я бы сказал - игровая и человеческая дисциплина. Это одно из определяющих качеств при наших решениях относительно того или иного игрока.
- Русские баскетболисты отличаются по менталитету от югославских, греческих или американских?
- Не совсем понимаю, что вы имеете в виду...
- Требует ли работа с русскими игроками каких-то новых методов и слов, или вы используете в Москве тот же тренерский инструментарий, что в Белграде и Салониках? Вы удивляетесь, но на самом деле в российском спорте слово "менталитет" лидирует по числу упоминаний в спорах о целесообразности приглашения зарубежных специалистов...
- Честно говоря, словом "менталитет" в своей работе я вообще не оперирую. Есть профессионалы, готовые делать свою работу на сто процентов, а есть непрофессионалы. Есть талантливые игроки, а есть не очень... Но при чем здесь такой фактор, как национальность? О каких-то культурных и ментальных различиях наций мы можем порассуждать с вами за чашкой чая. Но к баскетболу это не имеет никакого отношения, здесь для меня есть только один критерий - профессионализм.
- Сегодня много говорят об американских перспективах Виктора Хряпы и Сергея Мони. Что вы думаете об их шансах попасть в НБА?
- Когда, чуть меньше года назад, приезжая в Россию, я говорил об обилии в стране ярких талантов, это был не банальный политес. Даже помимо Хряпы и Мони здесь есть игроки с большим будущим - думаю, через пару лет заговорят об американских перспективах еще нескольких молодых игроков. Ключ к реализации этих талантов только один - работа, что показали в нынешнем сезоне Виктор и Сергей, добившиеся значительного прогресса в качестве игры. Продолжая работать так же настойчиво, они могут стать игроками НБА довольно скоро.
- Хряпа наверняка будет выбран на драфте уже в июне, Моня вполне может оказаться там через год...
- Если говорить о самой ближайшей перспективе, то я считаю, что им обоим еще стоит поиграть какое-то время в Европе. На мой взгляд, в НБА нужно ехать тогда, когда уверен в том, что получишь там достаточно игрового времени и возможностей развивать свои качества, как это было с игроками вроде Стояковича и Новицки. Между сидением на скамейке в НБА и игрой в Европе будет куда более дальновидным выбрать второе.
- 10-миллионная Сербия по сей день обладает самой продуктивной в Европе школой тренеров и баскетболистов. У такой немыслимой ее производительности есть какой-то секрет?
- "Секрет" - это из области чудес. Я работаю в баскетболе уже давно, и какого-то участия чудес в результатах пока не заметил. Результат предопределяет работа, и в Сербии она ведется на высоком уровне. Баскетбол очень популярен в стране, что обеспечивает постоянный приток желающих в него играть людей, а уровень тренеров достаточно квалифицирован, чтобы развить их таланты. После поворотного успеха сборной в 1970 году было построено много новых залов и открыто школ. Примерно тогда же начало налаживаться всестороннее образование тренеров всех уровней - от детских до профессиональных. Половина команд Евролиги укомплектована тренерами югославской школы, и каждый из них при общем высоком уровне образованности и профессионализма - личность, обладатель какой-то своей харизмы. Хочу заметить, что я очень уважаю другие школы баскетбола, но некоторым из них, в частности российской, наверное, стоило бы попробовать что-то перенять.
- Вы - глава не только сербской, но и мировой ассоциации тренеров (WBCA). Что это для вас значит? Какой видите свою миссию?
- О, это очень интересная работа. Мне кажется важным поднимать баскетбол не только в Европе, но и в других регионах мира - таких, как Китай или Африка. Лучший способ подтянуть уровень игры во всем мире - это помочь в развитии тренерам из этих регионов. Семинарами, опытом, всевозможной информацией... У WBCA есть широкая программа вплоть до 2008 года - надеюсь, скоро будут заметны первые ее результаты.
- Но зачем вам все это надо - "поднять", "подтянуть", "помочь"?
- Как зачем? Баскетбол - мое любимое дело и, наверное, единственное, в котором мои знания и умения чего-то стоят. Охотно делюсь ими с каждым, кто питает к ним интерес и кто хочет сделать игру лучше.
- Чем был вызван ваш годичный отпуск перед приходом в
ЦСКА?
- За много лет насыщенной работы у меня накопился целый ряд своих личных, слишком долго откладываемых дел, необходимость отдать долги семье, чему тот год и посвятил. Это был очень полезный для меня перерыв.
- Насколько сильно изменился европейский баскетбол за те 24 года, что прошли с момента вашей первой крупной победы - в Кубке Корача с "Партизаном"?
- Сомневаюсь, что есть еще какая-то игра, столь же сильно изменившаяся за этот временной отрезок. Во-первых, произошла масса перемен в правилах - появилась трехочковая дуга, сократился временной лимит на атаку и так далее. Во-вторых, многократно возросли требования к атлетической подготовке игроков. Сегодня уже невозможно смотреть записи 20-летней давности без ощущения, что это какая-то другая игра, совершенно отличная от сегодняшнего баскетбола.
- Какая из ваших многочисленных команд - любимая?
- Трудно выбирать, почти невозможно. Я никогда не работал на однолетних контрактах, за каждую команду брался всерьез, по большому счету...
- Неужели не ставите особняком сборную Югославии времен Петровича, Раджи, Диваца, Кукоча и Здовца, с которой вы за 8 лет выиграли 3 чемпионата Европы, один - мира и серебро Сеула-88?
- Это действительно была особенная команда - не только с точки зрения результата, но и по чисто человеческим свойствам. Я был последним тренером единой югославской сборной, и было больно смотреть на то, как она резалась по живому. На мой взгляд, если бы Югославия и СССР остались на карте мира, Индианаполис-2002, Ватерлоо американской сборной, случился бы гораздо раньше. Уже тогда был заметен значительный прогресс Европы и сокращение ее игрового отставания от США.
- Вы много лет помогали в руководстве сборной Желько Обрадовичу, в прошлом - вашему подопечному. Почему ушли на вторую роль, как себя в ней чувствовали?
- Отлично чувствовал. В нашем тандеме с Желько не имело никакого значения, кто первый, а кто второй. Многие удивлялись, когда я впервые пригласил в сборную Югославии уже 28-летнего Обрадовича - но я всегда считал его очень талантливым человеком и хотел помочь ему пробить дорогу. Как вы видите, мой прогноз оказался верным: сегодня Желько - один из лучших тренеров Европы.
- В спорте существует такое выражение, как "пресыщенность победами". Знакомо ли вам это чувство? Как с ним боретесь? Что составляет сегодня вашу мотивацию - человека, выигравшего практически все?
- Мне кажется, что проблемы с мотивацией - это проблемы любительского спорта, а я работаю в профессиональном. Я люблю баскетбол, получаю удовлетворение от этой работы - какая еще нужна мотивация для того, чтобы ее продолжать?
- Вы могли бы возглавить "в нагрузку" и сборную России, если бы поступило такое предложение? Все-таки в вашей команде играют 4-5 возможных сборников. И потом, в свое время вы уже успешно совмещали работу в сборной Югославии с работой в греческих клубах...
- При нынешнем тренере этот вопрос не совсем корректен. И все же, раз спросили, отвечу отрицательно. Из-за своей нынешней занятости я счел верным ответить отказом на вопросы о работе со сборной Югославии, и принимать российскую сборную в такой ситуации было бы не совсем верно с моральной точки зрения.
- Сколько часов в сутки вы тренер?
- Все 24, увы. Я живу только игрой и, в общем, понимаю, что это ошибка, что смотреть на жизнь надо шире. Люблю хорошую компанию, музыку и театр, но за год в Москве, в одной из театральных столиц мира, так никуда и не сходил. Попробую исправиться в ближайшем будущем, иначе это будет плохой пример игрокам. Я им, в особенности легионерам, всегда говорю: живя здесь, вы должны чувствовать себя москвичами и жить жизнью этого города. Работа - это, конечно, приоритет № 1, но команда - это не казарма, чтобы ничего не видеть за ее пределами.
Джон-Роберт Холден станет россиянином
Отвечая на вопрос корреспондента "Известий" Дмитрия Навоши о переменах в составе ЦСКА в следующем сезоне, генеральный директор команды Сергей Кущенко высказался многозначительно: "Ждем драфта" (он состоится 27 июня в Нью-Йорке). "Нас интересуют сразу несколько "топовых" фигур, - поясняет Кущенко. - Но их собственные планы в значительной степени зависят от итогов драфта. Трансферные задачи клуба формулируются просто: усилиться несколькими фигурами, которые помогут клубу стать лучшим в Европе, сохранив при этом состав, атмосферу и основные наработки прошлого сезона. Завершить комплектование рассчитываем к 1 августа, чтобы не обрекать тренеров на цейтнот в подготовке, как было в прошлом году". Но при любых итогах драфта ЦСКА сохранит в своем составе Виктора Хряпу. "На официальный запрос из НБА мы уже ответили отказом, - говорит Кущенко. - Следующий сезон Хряпа проведет в Москве".
Главное обстоятельство, которое приходится учитывать ЦСКА по ходу нынешней "подписной кампании", - это сокращение лимита легионеров в чемпионате России с 6 человек до 5. Вариант, при котором в команде будет больше иностранцев и некоторые из них станут играть только в матчах Евролиги, не исключен. "Но мы сделаем все, чтобы избежать такого расклада и чтобы команда сохранила цельность, играя в Евролиге и чемпионате России единым составом", - говорит Кущенко. По сведениям "Известий", частью этого "всего" станет принятие лучшим баскетболистом минувшего чемпионата страны Джоном-Робертом Холденом российского гражданства. "Принципиальное согласие самого Холдена уже получено, сейчас мы изучаем формальную сторону вопроса", - признается генеральный директор ЦСКА.
Пока никто из прошлогоднего состава, кроме перешедшего на тренерскую работу в клубе Евгения Пашутина, официально команду не покинул. Но почти наверняка в новом клубе начнет следующий сезон 22-летний защитник Николай Падиус, чаще всего - 13-й лишний в составе ЦСКА в минувшем сезоне. По словам Кущенко, армейцы "хотели бы сохранить права на этого игрока, отдав его в аренду". В зависимости от результатов нынешнего армейского призыва, судя по всему, возможен отказ от кого-то из нынешних армейских легионеров.
Параллельно с доукомплектованием команды идет формирование молодежных структур ЦСКА: в данный момент в Москве проходит своеобразный летний лагерь, на котором тренеры армейцев просматривают перспективнейших баскетболистов со всей страны.