Пожалуй, это тот редкий случай, когда можно присоединиться к словам Путина о "блестящей" организации саммита. Для глав делегаций она, конечно, была блестящая. Но тут принимающая сторона постаралась для всех. За три дня французы два расхожих представления о себе опровергли, а одно подтвердили.
Во-первых, был начисто разгромлен тезис о национальной французской прижимистости. Для тысяч журналистов и помощников, задействованных на саммите, было продумано и реализовано множество мелочей. Вода "Эвиан" лилась бесплатной рекой. Кто-то из журналистов пошутил: "Статистика, сколько литров "Эвиана" выпито, велась?!" Бутерброды, загружавшиеся в холодильники тоннами, тут же вынимались и поедались тысячами голодных ртов. Кофейные машины просто не успевали выдавливать из себя свежий кофе.
Официальная статистика гласит: за три дня три с половиной тысячи журналистов, аккредитованные на саммите в Эвиане, выпили семь тысяч бутылок вина, съели больше полутонны знаменитых французских сыров.
В огромном пресс-центре компьютеры как по мановению волшебной палочки мгновенно "выходили" в любую точку Интернета, рассылали "мыло" по тысячам адресов, а принтеры на перегонки выплевывали горы распечатанных текстов.
Правда, установки кириллицы (то есть основного рабочего шрифта одного из формально равноправных членов "восьмерки") в компьютерах отсутствовали, что, впрочем, воспринималось как дело обычное. Сотрудники пресс-центра признавали: перед ними просто никто не ставил задачу позаботиться об удобстве российских коллег.
Во-вторых, не работал тезис о "прибалтийских" наклонностях французов, якобы не желающих общаться с иностранцами ни на каком языке, кроме родного французского. Не просто общались и понимали, а всячески старались помочь бедным "англоговорящим". А вот тезис о французской элегантности был подтвержден - небольшие сувениры, которые являются негласным, но неотъемлемым атрибутом всех подобных саммитов, были по-французски стильны и изящны.
И еще вечный бич подобных мероприятий - тотально перегороженный бетонными блоками и полицейскими город. Так вот, невзирая на традиционно фантастические меры безопасности, французам удалось сохранить почти непринужденный, курортный стиль жизни.
По вечерам на набережной Женевского озера жители Эвиана привычно и непринужденно выгуливали собак - их абсолютно не смущал прогуливавшийся рядом итальянский премьер Сильвио Берлускони. Народ собирался в кафе на традиционные ужины - процесс еды приравнивается здесь к священнодейству. В обычном режиме работали многочисленные лавочки и магазинчики. Даже частным автомобилям иногда удавалось пробиться сквозь полицейских, требующий "баджей" участников или гостей саммита.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что основные бои, блокады и погромы мужественно приняла на себя маленькая Швейцария по другую сторону Женевского озера.