Чисто итальянский по составу и игре финал Лиги чемпионов, состоявшийся в среду в декорациях манчестерского "Олд Траффорд", принес победу команде, упрямее других настаивающей на тезисе "самое красивое в игре - это счет". В шестой раз в своей истории главным футбольным европейским трофеем завладел "Милан", оформив право собственности на него тремя сэйвами вратаря Диды в серии послематчевых пенальти, решающим ударом Андрея Шевченко и почти радикальным, но, получается, действенным прагматизмом Карло Анчелотти.
От совсем уж однозначной маркировки характеристикой "унылый" финальный матч спас первый тайм с его отменными скоростями, фланговой размашистостью атак, выдумкой Шевченко, зоркостью Кошты, предприимчивостью Зеедорфа, напором Дзамбротты и целым рядом наступательных акций, в которых участвовали больше трех человек. Правда, Павел Недвед, что называется, блистал своим отсутствием (пожалуй, из всех возможных доказательств его гениальности в среду мы получили самое сильное: "Ювентус" без него - это половина "Ювентуса"). "Милан" на стартовом отрезке матча, более всего напоминавшем футбол, смотрелся бодрее и наседал убедительнее. "Милан" даже забил, но Маркус Мерк счел стоявшего неподалеку от Буффона Руя Кошту соучастником гола Шевченко и определил небесспорный офсайд.
Дальше - меньше. После перерыва игра была почти напрочь вытеснена из пространства штрафных, поблекла, скукожилась, закрылась, свернулась в кокон взаимной осторожности. Характерным проявлением доминировавших в умах Липпи и Анчелотти настроений стали замены во втором тайме: вместо полунападающих Кошту и Каморанези вышли полузащитники Амброзини и Конте. Пошла монотонная, измочалившая как участников, так и зрителей, окопная война с обоюдным возведением редутов, которые никто вообще-то не собирался штурмовать всерьез. По обоюдному согласию Кубок разыграли в лотерею. Выиграл ее "Милан".
От сурового, насквозь утилитарного, почти неспособного воздействовать на вкусовые рецепторы футбола в исполнении подопечных Карло Анчелотти можно по-эстетски морщиться, но нельзя не признать: это по-своему исключительная команда, команда-явление. Трудно припомнить другую, которая так же полно воплощала бы в себе прагматичное начало; так же явно следовала бы всяческим "выездным моделям" даже в Москве, Лансе и Амстердаме; подчинялась бы тренерскому догматизму в такой степени; с таким успехом искореняла бы в себе любые ростки импровизации и соблазн поатаковать, когда счет не обязывает это делать. Трудно вспомнить другую команду, которая при значительных способностях играть в футбол так успешно бы их маскировала (хуже других поддававшийся анчелоттиевой дрессировке Ривалдо закончил сезон в глубоком запасе). Ни об одной из составляющих нынешнего "Милана", кроме линии защиты, не тянет говорить в превосходной степени. Ничто в его лигочемпионском турнирном пути, кроме осенней голевой вспышки Индзаги с его тогдашней 90-процентной реализацией голевых моментов, не покажется исключительным. Никого, за исключением "Депортиво", "Баварии" осенней кризисной поры и февральского "Локомотива", "россонери" по большому счету в нынешнем розыгрыше турнира не переиграли ("Интер" в полуфинале и даже "Либрец" в третьем квалификационном раунде были пройдены по правилу "гола на чужом поле"), если, конечно, не упускать из виду корень этого глагола - "игра". Однако ж результат есть - и поди с ним теперь поспорь.