Акционеры ТВС пытаются решить, какая из групп - Олега Дерипаски или Анатолия Чубайса - будет контролировать канал. Пока г-н Чубайс пытается узнать предпочтения Кремля, ТВС может прекратить работу. На канале даже называют точную дату - 2 июня, начало следующей недели. О том, почему ТВС может перестать выходить в эфир, главный редактор канала Евгений КИСЕЛЕВ рассказал корреспонденту "Известий" Миле КУЗИНОЙ.
- На какой стадии переговоры "Медиа-Социума" с "Мостелекомом" и насколько возможно обещанное московским правительством отключение ТВС 1 июня?
- Представители московского правительства откровенно вводят общественность в заблуждение. Договора между "Медиа-Социумом" и "Мостелекомом" на трансляцию ТВС действительно нет. Мы обратились в "Мостелеком" с просьбой заключить такой договор и получили от них пакет документов, на которых они настаивают. У "Медиа-Социума" возник ряд вопросов, и пока не будет внятных ответов, думаю, договор подписан не будет. Абсолютно непонятно, что, собственно, является услугой, которую предоставляет "Мостелеком", и за что должны быть заплачены огромные деньги. Ведь по закону в договоре должен быть указан перечень услуг, срок их действия, цена. Без согласования этих вопросов по Гражданскому кодексу договор недействителен. Кроме того, возникают вопросы: не злоупотребляет ли "Мостелеком" своим доминирующим положением на рынке телекоммуникационных услуг Москвы и не является ли это прямым нарушением антимонопольного законодательства? Насколько я знаю, гендиректор "Медиа-Социума" Олег Киселев направил письмо руководителю "Мостелекома" г-ну Махонову с предложением все эти вопросы решить.
- Пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой говорил о том, что канал сознательно охаивает московские власти...
- То, что на днях заявил г-н Цой, вообще ни в какие ворота не лезет. ТВС, по его словам, якобы "выискивает псевдоболевые точки и подвергает оголтелой критике даже самые благие начинания городских властей". В тех репортажах, которые были в новостях нашего канала, я такого не припомню. Да, мы рассказывали о конфликте московских властей с жителями Патриарших прудов, которые протестовали против установки пресловутого гигантского примуса. Но об этом рассказывали все. Это факт общественной жизни. Мы не подписывались освещать жизнь города и деятельность его правительства исключительно в комплиментарном ключе.
- И все же, как вы считаете, успеет ли "Медиа-Социум" договориться с "Мостелекомом" до 1 июня?
- Думаю, что успеет. Письмо, которое направил Олег Киселев, должно образумить московских чиновников. Есть хозяйственный спор, он должен быть урегулирован, очевидно, в судебном порядке. Ведь "Мостелеком", являясь монополистом, фактически навязывает нам кабальный договор.
- То есть, если в ближайшие дни вы не сможете договориться с "Мостелекомом", будете подавать в суд?
- Думаю, да. Будем отстаивать свои права в судебном порядке.
- Кто сейчас исполняет обязанности генерального директора ТВС? Руслан Терекбаев, насколько мне известно, уже работает в ВГТРК.
- Формально Руслан Терекбаев пока остается на ТВС. Он появляется в офисе утром и вечером, подписывает финансовые документы. Хотя, когда завершатся переговоры между акционерами о будущем компании, думаю, что он уйдет и передаст свои обязанности тому человеку, которого назначит на его должность совет директоров.
- Григорий Кричевский тоже пока формально числится на должности заместителя гендиректора? Пытались ли вы с ним найти общий язык?
- Мое отношение к этому вопросу не изменилось. Между нами возникли непреодолимые противоречия. Я не смог с ним больше работать и едва ли смогу. После того как я об этом объявил публично, он ушел и больше на работе не появлялся. Но из компании он не уволился. Насколько мне известно, в табеле ему продолжают ставить отметки о том, что он якобы выходит на работу, хотя в действительности его нет. Возможно, он думает, что возникнет ситуация, при которой он мог бы вернуться. Но в этой ситуации на канале скорее всего не будет ни меня, ни многих других ведущих журналистов.
- То есть Кричевский продолжает получать зарплату на ТВС?
- Ну зарплату у нас не платят уже с середины апреля...
- Как долго, на ваш взгляд, могут идти переговоры между двумя группами акционеров?
- Я не хочу никого из акционеров обидеть, и я им чрезвычайно благодарен за то, что в свое время они согласились выступить в качестве учредителей ЗАО "Шестой телеканал". Многие известные предприниматели еще в феврале прошлого года отказались от участия в олигархическом колхозе. И, как мне кажется, были правы. Колхозная конструкция не работает. Если нет хозяина, бесхозная собственность начинает разваливаться. При всей моей признательности господам акционерам я крайне разочарован тем, как они это делали. Никаких конструктивных решений за полгода ни акционерами, ни назначенными ими менеджерами принято не было. Когда г-н Терекбаев пришел на канал, у ТВС была серьезная задолженность, сейчас она возросла в несколько раз. Канал находится в глубоком кризисе. Мне приходилось работать с разными акционерами, но что бы ни говорили про Гусинского и Березовского, они по-другому относились к журналистам. Они уделяли нам и время, и силы. А теперь мы пасынки и падчерицы. Вот почему, скажите на милость, в свое время получилось такое качественное, стильное, популярное "старое" НТВ, которое по сути задало планку профессионализма всему российскому телевидению? Да потому, что хозяева у него были очень жесткие, но сочетавшие эту жесткость с влюбленностью в свое детище. Нынешние акционеры нашего канала тоже очень жесткие люди, но у них это сочетается не с влюбленностью, а с каким-то холодным, ленивым равнодушием. И результат, увы, налицо. Уже несколько месяцев на глазах у всего честного народа они борются за контроль над каналом. Действительно, решение должно было состояться еще в конце прошлой недели, но оно отложено на несколько дней. Я в этой ситуации не сторонний наблюдатель. И моя святая обязанность - предупредить господ акционеров: пока они ведут переговоры, они могут просто лишиться главного актива канала - его сотрудников. Могу даже назвать дату, когда они могут лишиться этого актива, - 2 июня, понедельник. Я встречался с видеоинженерами, которые занимаются монтажом большинства наших программ, они написали заявления, что прекращают работу из-за невыплаты зарплаты. Им не платят уже два месяца, по законодательству достаточно двух недель, чтобы люди вот так забастовали. Боюсь, что уже в начале следующей недели на экране может появиться черный квадрат и титры с извинениями перед телезрителями за то, что ТВС вынужденно приостанавливает свою работу.
- Анатолий Чубайс должен был пойти в Кремль и заручиться там поддержкой. Что вам об этом известно?
- Я знаю, что ни один серьезный вопрос, вызывающий общественный интерес, в нашем государстве не решается без участия Кремля. Полагаю, что г-н Чубайс по неписаному политическому этикету должен согласовывать покупку или продажу акций на самом высоком уровне. В любом случае, у меня нет никаких сомнений, что в конечном итоге судьба ТВС зависит от человека по имени Владимир Путин.
- Вам все равно, какая группа акционеров получит полный контроль на канале?
- Мне лично - не совсем, потому что та группа (Дерипаски. - "Известия"), которая назначила нынешнего гендиректора - Руслана Терекбаева, не смогла с его помощью решить ни одну из проблем канала. Когда я говорю о жесткости и холодном равнодушии, отношу это в большей степени именно к этой группе акционеров. Сейчас есть две концепции развития ТВС. Одна - продолжать делать информационные, аналитические программы, документальные фильмы, другая - этакий клон канала СТС (говоря это, я не хочу, не дай бог, обидеть СТС - просто это совсем другое телевидение). Во втором варианте большинству сотрудников ТВС нет места на канале. Журналисты это понимают и тоже ждут ответа. Они продолжают работать, выполнять свой профессиональный долг, честь им и хвала, но они ведь тоже люди, сколько же можно держать людей в подвешенном состоянии?!
- Как ведут себя руководители "Медиа-Социума" Примаков и Вольский?
- Они стоят в стороне и не очень хотят участвовать в этой борьбе. Конструкция оказалась нежизнеспособной. Они проявили себя в высшей степени достойно и ни разу не пытались влиять на редакционную политику канала. Но и не смогли ему помочь. У них, видимо, не хватило политического ресурса повлиять на олигархический колхоз.