Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ребятам о солдатах

Армия - это не только ракеты, самолеты, торпедные катера, но и армейское телевидение, которое во все времена играло важную роль в воспитании личного состава. Самой известной "военной" торговой маркой советского телевидения была программа "Служу Советскому Союзу!". А что предлагается зрителю увидеть про армию сегодня? По словам создателя и соведущего «Армейского магазина» подполковника Александра Ильина, программа, созданная в 1994 году, должна была нести в себе "сплошной позитив"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Армия - это не только ракеты, самолеты, торпедные катера, но и армейское телевидение, которое во все времена играло важную роль в воспитании личного состава. Самой известной "военной" торговой маркой советского телевидения была программа "Служу Советскому Союзу!". А что предлагается зрителю увидеть про армию сегодня? Программа, посвященная жизни военнослужащих, армейской технике, тактике и стратегии, начала выходить на советском телевидении в начале 1970-х. Она шла утром в воскресенье, ее обожали мальчишки, для которых она была источником знаний об армии СССР, стран Варшавского договора и НАТО. Но - парадокс - ее или ненавидели, или воспринимали с ухмылкой те, для кого она вроде бы в первую очередь была предназначена. Воины "непобедимой и легендарной" называли программу "В гостях у сказки" и смотрели ее нехотя, под бдительным оком командира: - Воскресный просмотр программы "Служу Советскому Союзу!". В колонну по шесть на табуретках. Если дежурный задерживался, захватывали начало "Утренней почты", - вспоминал один из ее армейских зрителей, сержант Советской армии Алексей Тарасов. Программа "Служу Советскому Союзу!" чуть-чуть изменилась в лучшую сторону с началом перестройки - в ней появились репортажи из "горячей точки" - Афганистана, которые вел военкор Центрального телевидения Михаил Лещинский. Позже афганский опыт пригодился Лещинскому: на его материале он в 1991 году написал сценарий фильма "Афганский излом", где в роли советского майора Бандуры снялся Микеле Плачидо. После развала Советского Союза программа стала называться "Служу России!". Ее готовят журналисты Центральной радиовещательной и телевизионной студии Минобороны, и она отражает официальную точку зрения ведомства. Выходит в эфир по воскресеньям, раз в 2 недели. В остальные воскресные дни утренний эфир отдан развлекательной передаче "Армейский магазин". По словам ее создателя и соведущего подполковника Александра Ильина, "Армейский магазин", созданный в 1994 году, должен был нести в себе "сплошной позитив". - Программа "Служу Советскому Союзу!" была серьезной программой. Другое дело, что это была кондовая пропаганда. Потом был сплошной перекос в освещении военной тематики, когда шел один негатив, и нужно было на него отвечать чем-то контрастным. Мы не ставили перед собой задачу заменить программу "Служу России!", - сказал Ильин "Известиям". Артисты, выступавшие в программе, пели армейские песни и делились своим армейским опытом. Олегу Газманову, инженеру-минеру по специальности (интервью с ним читайте здесь), даже пришлось под руководством своих коллег разминировать автобус. Демонстрируются в "Магазине" новые образцы российского оружия, рассказывается о Вооруженных силах других стран. Но звездой "Армейского магазина" стала его ведущая, тогда студентка факультета журналистики, уроженка Норильска Дана Борисова. Непосредственная, немного наивная, яркая блондинка, она пользовалась бешеным успехом среди солдат. Они писали ей тысячи писем с признаниями в любви и предложениями руки и сердца. Иногда это были и жалобы: солдаты жаловались красавице на притеснения командиров, дедовщину. Такие письма, по словам Ильина, передавались в Главную военную прокуратуру. По мнению Ильина, образ Борисовой, которою даже иногда называли "русской Мэрилин Монро" за то, что она так же, как и знаменитая американка, выезжала в войска, стал самой яркой находкой программы. А еще она, как и Монро, снялась обнаженной на фоне танка для российского издания "Playboy" (в 1996 году), что, правда, не очень понравилось армейскому начальству. Однако именно благодаря Дане Борисовой программа "Армейский магазин" стала пользоваться успехом не только у стражей Отечества. А именно этого, по словам Ильина, они и добивались. Иначе "это был бы полный провал". Теперь у подполковника Ильина и у его соведущей есть полное право делать программу для всех: в 1998 году в результате конфликта с руководством телекомпании "Воен-ТВ" он был уволен из армии. В настоящее время Ильин продолжает производить "Армейский магазин" для "Первого канала" на средства частной компании. У ведущих, не связанных обязательствами с кураторами из Минобороны, стало больше свободы, но и меньше возможностей, которые предоставляло им "Воен-ТВ". Однако Ильин не жалеет о прошлом: - Сейчас не имеет смысла надевать погоны и зависеть от очередного чиновника. Мы приучены к тому, что лучшее поощрение для нас - это снятие ранее наложенного взыскания. Став действительно ярким событием в армейской жизни, сегодня "Армейский магазин" переживает не лучшие времена. Программа выходит в эфир в воскресенье, но не в 10 часов, как раньше, а в 8.10. "Солдаты в это время завтракают", - говорит Ильин. Остается добавить: а обычные зрители еще спят. Сам Ильин сосредоточился на выпуске своей программы "Ударная сила", где рассказывает об оружии XXI века. Дана Борисова тоже призналась недавно, что собирается покинуть программу и устала от образа "глупой блондинки", хотя совсем с армейской тематикой завязывать пока не собирается. На "Русском радио" она ведет передачу "Дембельский альбом", где по просьбам военнослужащих ставит их любимые песни. В недавнем интервью она призналась, что до самих военнослужащих ей уже далеко: - Они очень стесняются меня. Они же видят, что я приезжаю на съемки на дорогой иномарке, одетая соответственно. Я не встречала ни одного солдата, который бы увидел во мне "свою в доску" девушку... "Полевая почта" по-американски Хотя в США нет своей Даны Борисовой, время от времени ее роль исполняют красавицы из журнала Playboy, которые выезжают в войска для поднятия боевого духа военнослужащих. Минобороны США уделяет немало внимания армейской пропаганде. Для этого существует армейская телекомпания Soldiers` Radio and Television (SRTV - "Солдатское радио и телевидение"). Телекомпания выходит в эфир из своих студий в Александрии (штат Вирджиния) и в Атланте (штат Джорджия), а ее программы принимаются в более чем 800 армейских частях. Трансляцию для войск, расположенных на базах в Германии, Японии и Южной Корее, также осуществляет эта компания. В ее меню - новости американского военного командования, развлекательные передачи и кинофильмы. SRTV также владеет собственной радиостанцией, которая вещает для американских военнослужащих 24 часа в сутки. И никто там не говорит, что девушки разлагают боевой дух солдат... Подполковник Юрий Дружинин, заместитель командира в/ч 6688 Внутренних войск: - Просмотр передачи "Служу России!" - режимное мероприятие выходного дня наших военнослужащих. Плохо только, что выходит она не как прежде - в 10.00, а в 8.00. Чтобы успеть к просмотру, приходится будить солдат раньше. А ведь в воскресенье хочется сделать послабление, чтобы они понежились в койках. А вот "Армейский магазин" я смотреть не рекомендую. И не только из-за сексуальной ведущей Даны Борисовой, которая во время "Последнего героя", извиняюсь, показывала всей стране попу. Слишком много в этой программе клоунады. И анекдоты про армию пошлые. В новостных программах ТВ ни в коем случае нельзя показывать армейский негатив. А то насмотрятся солдаты, допустим, как их одногодки бегут из армии, и начинают думать: "А что, если и нам попробовать вот так же удрать от командиров?" Рядовой Внутренних войск Айдын Муслимов: - Особенно люблю "Армейский магазин", очень нравится ведущая Дана Борисова, она напоминает мою девушку, которая меня бросила... Передача интересная, там не скрывают армейских проблем. Но и обо всем не говорят, хотя и рассказывают с юмором. Еще есть какая-то передача, которая идет по субботам полчаса на ОРТ, но она скучнее. А по вечерам всем подразделением смотрим новости в программе "Время". И заодно приводим в порядок свой внешний вид. Я, например, успеваю пришить подворотничок. Капитан 1-го ранга Вячеслав Груздов, офицер отдела воспитательной работы Краснознаменной Каспийской флотилии: - Побольше бы на телевидении таких познавательных программ, как "Тайны забытых побед", а то у нас из наглядной агитации - только газета "Красная звезда" и тома классиков марксизма-ленинизма. Местные электронные СМИ рассказывают чаще об открытии бутиков или салонов красоты. Оно, конечно, понятно: за это платят деньги, а с нас чего возьмешь - романтику флотской жизни под шум каспийского прибоя? Флотилию последний раз масштабно показывали, когда президент в Астрахань приезжал. Попытки реанимировать на одном местном телеканале армейскую передачу "Полигон" оказались бесполезными - не нашлось спонсоров. Капитан-лейтенант Сергей Романько, командир боевой части надводного корабля: - Сейчас нет обязаловки на просмотр программ по военной тематике. Поэтому в свободное время личный состав смотрит то, что им интересно. Мое отношение к этим программам - нет там ничего такого, что заставляло бы меня, все позабыв, бросаться к телевизору. Матрос Игорь Субботин: - Ерунда это все. Конечно, смотрим, но только от скуки. Чтобы поприкалываться над этой Даной. Вообще нормальных передач о флоте нет. Ладно, боитесь показывать, как годки молодежь "прописывают", так покажите, как некоторые офицеры годами в казарме с семьями живут. Может, им хоть тогда квартиры дадут. Старший мичман Анатолий Киреев: - Раньше смотрели "Служу Советскому Союзу!" - душа радовалась. Гордился, что пошел во флот. А теперь, при таких программах, которые нам показывают, я бы лучше в бандиты или коммерсанты подался. Годковщина, дезертирство или вообще черт знает что. Гвардии подполковник Игорь Филипчук, заместитель командира бригады морской пехоты по воспитательной работе: - Скажу честно, "Армейский магазин" мы не смотрим. Во-первых, создатели выбрали не то время для просмотра, во-вторых, есть реальные и жизненные программы, которые и самому посмотреть интересно, и бойцам показать не стыдно. Помимо региональной программы "Честь имею" очень нравится программа "Специальный корреспондент" на "России". Особенно репортажи Аркадия Мамонтова. Его программы мы записываем и потом прокручиваем на занятиях. Неплохая передача была, называлась, по-моему, "Символы России", но в последнее время я ее не вижу. Сериалы о героях-спецназовцах - это ложь - "Служу Советскому Союзу!" была намного интересней современных телепередач о Вооруженных силах, - считает старший морской начальник города Архангельска, руководитель регионального отделения Всероссийского движения поддержки Русского флота, капитан 1-го ранга Александр Кузнецов. - Там была аналитика, мы узнавали новости по всем видам Вооруженных сил. А в современных передачах только один вид, преимущественно пехота, и представлена, как правило, воинская часть откуда-нибудь из Подмосковья. Очень скучно наблюдать за заранее подстроенными кадрами. Создатели программ не дают возможности задуматься. - А какие военные телепередачи вы смотрите? - "Служу России!" на Первом канале, передачу технического военного направления на Ren TV. Из всех представленных сегодня в эфире это самые удачные передачи. "Армейский магазин" смотрят мои матросы только из-за Даны Борисовой. На нее смотрят как на женщину, но для старшего офицерского состава это шоу не подходит. Потому что для нас она - пустышка. Передача рассчитана на дебилов, видимо, так воспринимают солдат... Но все эти программы идут в воскресные дни, оттого никто не может запретить ребятам их смотреть. - Вы полагаете, программы должны нести определенную идеологическую нагрузку? - Дело не в этом. Идеология не должна быть партийной или политической. Просто есть люди, которые отдадут все за свою страну. Так нужно относиться и к нам. Так и на флоте. Именно на морях Россия может вернуть былое величие и былую мощь, а с 1990-х годов Военно-Морской флот уменьшился в 3 раза. Но гораздо страшнее потеря морального облика военнослужащего. Страшней то, что люди перестают верить в армию и флот. И чтобы сдвинуть дело, нужен образ особенных людей. Ведь сколько мальчишек грезит морем... А идеология должна быть одна - воспитание толерантности и самодостаточности среди русских военных. А этого в России нет. - Что вы думаете об образе героев-военных в телесериалах? - Образ военных в сериале "Граница" близок к жизни, но там перебор с личной жизнью, этого не может быть в военном городке. Что касается "Спецназа", у нас все гораздо проще. Насмотревшись таких сериалов, люди спрашивают: а почему вы до сих пор Басаева поймать не можете? Нет у нас таких ребят. И эта красивая ложь может быть использована во вред. У нас есть нормальные люди, которые спокойно делают свою работу. О них забыли, а они и есть гарант безопасности. Я понимаю, что сериалы направлены на популяризацию Вооруженных сил, но это - ложь. - Как вы относитесь к тому, что в США дух солдат сегодня поднимает Микки-Маус, одетый в камуфляж, приглашающий бесплатно в Диснейленд, и девочки-зайчики из "Плейбоя"? - Такие акции проводятся, чтобы сгладить настроение войск, ведь солдаты все понимают. Я считаю, что это не наш менталитет. - А какой наш? - Русский солдат испокон веков на первом месте, а офицерский состав - всего лишь костяк. Так заповедовали Суворов и Ушаков. Этого нет и не будет больше ни в одной стране.
Комментарии
Прямой эфир