"С.О.С." (S.O.S., Италия - Норвегия, 1999. Режиссер Томас Робсам. В ролях: Джанмарко Тоньяцци, Жаклин Люстиг. "Екатеринбург-Арт", 2003). Фильм начинается как милая, но тоскливая европейская мело-комедия: главный герой знакомится с женщинами и ведет в специальном журнале их подробный учет, оценивая внешние параметры и сексуальные навыки. Однажды он натыкается на газетное объявление: Альба, обиженная мужем-скотиной, недоверчивая, но верящая в любовь на всю жизнь, ищет спутника. Они знакомятся, и комедия ненадолго превращается в триллер, чтобы к концу обернуться лучшей прививкой от женского идеализма и дурацких представлений о свободной воле. Нечего с ними церемониться, нечего уважать их права: лучший способ удержать любимого - приковать его наручниками к кровати, кормить макаронами с ложечки и читать вслух книги про футбол. Развязки ждешь с нарастающим испугом: до последнего момента невозможно понять, к чему приведет война полов на этом отдельно взятом фронте. Осторожнее: финал может разочаровать, если не оскорбить, людей с несколько иными представлениями об отношениях мужчины и женщины.
"Чужая родня" (Monsieur Batignole, Франция, 2002. Режиссер Жерар Жино. В ролях: Жерар Жино, Жан-Поль Рюв. "Союз-Видео", 2003). Релиз французской комедии, получившей "Сезара" в номинации "Лучший актер второго плана", приурочен, очевидно, ко Дню Победы и выходу на большом экране "Пианиста" Романа Полянского. Картина посвящена еще одному незначительному эпизоду большой войны: из оккупированного немцами Парижа вывозят евреев - под восторженные крики местного населения, претендующего на жилплощать и мебель истребляемых соседей. Своего "Сезара" за этот фильм получил комик Жан-Поль Рюв, сыгравший омерзительного коллаборациониста-антисемита, бездарного драматурга и зятя добрейшего простака-лавочника. Пока графоман строчит доносы и пьесы, восхваляющие парижское отделение гестапо, его тесть прячет на чердаке чудом уцелевшего еврейского мальчика. Хотя большинство персонажей вызывают симпатию, однозначно положительных героев в фильме, как и в жизни, нет: лавочник добр, но недалек и восприимчив к пропаганде, его юный протеже сметлив, но нагловат и склонен к плутовству, подпольщик из Сопротивления глуп и любит приврать... Жанр комедии не предполагает трагической развязки, потому главная интрига "Чужой родни" в том, какими путями открываются друг другу совершенно непохожие цивилизации, десятилетиями сосуществовавшие на одной улице.
"Секс, ложь и Симпсоны" (The Simpsons, США, 1994, 1996, 1997, 1998. Режиссер Мэтт Гронинг. "Гемини Фильм", 2003). Далеко не все поклонники известного мультсериала, знакомого нашему зрителю по эфирам REN TV, знают, что он уже достаточно давно выпускается на лицензионном видео: на этой неделе вышла пятая кассета. В новую порцию дозированных видео-"Симпсонов" вошло четыре не самых блестящих эпизода разных лет: "Влюбленный Барт" (про новую соседку-старшеклассницу), "Последнее искушение Гомера" (про служебный роман отца семейства), "Ночная жизнь Барта" (про службу Барта в качестве вышибалы в подпольном кабаре) и "Лизина пятерка" (про то, как Лиза списала контрольную и терзается муками совести). Впрочем, называться эпизоды могут как угодно - создатели "Симпсонов" всегда применяют один и тот же драматургический ход: сначала речь идет об одних персонажах и событиях, а потом внимание неожиданно переключается на совсем других героев и другие обстоятельства (например, экологически озабоченная Лиза полсерии уговаривает маму поехать на загрязненное нефтью побережье, чтобы помочь морским котикам, а когда они уезжают, главным героем становится Барт, поступающий на службу в стрип-бар). В Америке сериал уже перевалил за трехсотую серию: если выпускать их по четыре штуки, то количество кассет приблизится к восьмидесяти. Тем, кто привык к телевизионной версии, перевод на видео будет несколько резать слух: голоса другие, а артистизма меньше. Кроме того, смущает надпись на коробке "Без возрастных ограничений": все-таки ситуации и диалоги в "Симпсонах" не всегда рассчитаны на детскую аудиторию. Как говорил Гомер в ответ на просьбы наказать провинившегося Барта: "Ага, как же я его накажу? Вы уйдете, а мне с ним жить".