В Москве в шестнадцатый раз вручали премию "Ника", на следующий день после торжественной церемонии на банкете в гостинице "Рэдиссон-Славянская" смотрели церемонию в эфире НТВ и поднимали тосты в честь лауреатов.
Призрак дома на холме
Изгнанная из привычной резиденции "Ника" на время своей шестнадцатой церемонии переселилась в Дом музыки на Красных Холмах. Впрочем, пестро одетые кинематографисты, заполнившие едва достроенное здание из стекла и бетона, немедленно пропитали его узнаваемой атмосферой буфета на втором этаже Дома кино.
Уровень шоу, представленного на новой сцене, остался прежним: "Ника" - это по-прежнему полупрофессиональный капустник, во время которого Юлий Гусман "тыкает" молодым номинантам и произносит реплики, воспроизвести которые "Известия" не могут по соображениям приличия ("все равно для телетрансляции вырежут").
Протокол на этот раз, однако, был несколько строже, чем обычно, - в связи с прямой трансляцией по "НТВ-Плюс". Так, в зал долго не мог попасть победитель Александр Рогожкин, задержавшийся в фойе: пока его имя объявляли со сцены, он пытался объясниться с охранником - после звонка было велено никого не пущать. В результате за режиссерским призом вышла исполнительница главной роли в "Кукушке" Анни-Кристина Юусо, чья фирменная непосредственность способна скрасить и более унылое мероприятие, чем вручение национальной кинопремии. За статуэткой за лучший фильм Рогожкин уже вышел сам, быстро получил "Нику" и уехал на вокзал - номинанты были представлены уже после его ухода. В субботнем эфире НТВ куски поменяли местами: телезрители увидели все так, как полагается, а не так, как это было на самом деле.
Если "Золотой орел" был похож на имперские похороны, то "Ника", как мероприятие семейное, местами напоминала дружеские поминки. Много говорили о войне - главной теме прошедшего киногода. Вспоминали о ней, к сожалению, не только фронтовики Петр Тодоровский и Борис Васильев, но и конферансье Кортнев, в устах которого словосочетание "суровые военные годы" звучало несколько неуместно.
Самым бестактным моментом церемонии можно назвать выступление ансамбля "Алания", представившего скорбный танец сразу после объявления Сергея Бодрова-младшего лучшим актером второго плана. Кто-то из публики цинично предложил инсценировать на сцене еще сход лавины - для наглядности.
Обе хуже
С вручением "Ники" закончился очередной киносезон, в котором друг с другом соревновались не столько картины, сколько две конкурирующие кинопремии. Здравый смысл подсказывает, что уцелеть должна только одна - иначе в обеих не будет никакого смысла. За "Никой" - традиция и симпатии киносообщества (премии, похоже, простили даже то, что имена победителей были известны организаторам заранее - иначе откуда взялась "Алания"?), за "Золотым орлом" - амбиции организаторов, административный ресурс и, как следствие, более высокий уровень церемонии.
Главное (кроме одних и тех же имен в номинациях), что роднит обе премии, - их слабая, почти неразличимая связь со зрителем, ради которого вроде бы кинематографисты и работают. "Орел" ориентирован на финансовый и политический бомонд и является скорее игрой мускулов, нежели премией ("поняли, кто тут главный, кто с Лоллобриджидой на дружеской ноге?"). "Ника" обращена к киносообществу и растворена в самолюбовании. ("У нас церемония не хуже, чем в Лос-Анджелесе", - заявил Гусман со сцены.)
Поэтому понятно стремление организаторов прорваться во внешний мир посредством телетрансляции, ради которой можно игнорировать здравый смысл и правила приличия. Однако едва ли можно представить, что наличие "Ники" или "Орла" прибавит фильму популярности и позволит продать хотя бы десяток лишних видеокассет. Опросы показывают, что и "Оскар" мало волнует отечественную публику, что уже говорить про национальные премии? Те отечественные фильмы, которые действительно смотрит зритель, академики игнорируют: прокатные хиты прошлого года - "Олигарх" и "Антикиллер" (при всех сомнительных качествах публика все-таки проголосовала за них рублем) в связи с "национальными премиями" почти не упоминались.
Человеку неангажированному, не вовлеченному в закулисные игры, не входящему ни в одну из академий и в профсоюз, смешно и грустно наблюдать за тем, как пять более или менее пристойных фильмов нашей киноиндустрии в течение года разыгрывают между собой с десяток комплектов наград, как кинематографисты хвалят сами себя, дарят друг другу статуэтки, "Жигули", кредитные карточки и грозятся наказать Голливуд, по-прежнему отнимающий у их шедевров деньги и публику.
Александр РОГОЖКИН, победитель в номинации "Лучший режиссер":
- Мне никто не верит, но во время "Золотого орла" я действительно болел. У меня была высокая температура. Жена может подтвердить. Она тоже потом заболела. Я и телемост-то тогда с трудом высидел.
Алексей АЙГИ, композитор, номинант на премию:
- О чем речь, конечно, мне не обидно, что премию получил Рыбников, а не я. "Любовник" - камерный фильм, музыка камерная... Она не для того, чтобы получать за нее премии. Вообще удивительно, что такая картина получает какие-то премии.
Михаил АЛДАШИН, победитель в номинации "Лучший анимационный фильм":
- У нас не Америка, получение премии мало что значит. Те мультфильмы, которые побеждали в предыдущие годы, тоже потом особенно никто не видел. У "Букашек" "Ника" уже не первый, а пятнадцатый приз. Все остальные - зарубежные. Фильм смотрят за границей, французы вот купили. Хотя "Ника" для меня - большая и важная премия.
Юлий ГУСМАН, идеолог "Ники":
- Все получилось. Все нормально.
Главные "Ники"
"Кукушка" Александра Рогожкина стала лучшим фильмом года по версии "Ники" и получила премии в номинациях "Лучшая режиссерская работа", "Лучшая женская роль" (Анни-Кристина Юусо). Олег Янковский получил приз в номинации "Лучшая мужская роль" ("Любовник"). Сергей Бодров-младший был назван лучшим актером второго плана ("Война"). Анатолий Гребнев посмертно награжден за сценарий к фильму "Кино про кино", а Татьяна Лаврова получила за эту картину приз как "Лучшая актриса второго плана". Лучшим композитором стал Алексей Рыбников, автор музыки к "Звезде". Филипп Янковский (режиссер фильма "В движении") и Игорь Петренко (исполнитель главной роли в "Звезде") разделили премию "Открытие года". "Букашки" Михаила Алдашина признаны лучшим анимационным фильмом. Картина "Дзига и его братья" Евгения Цимбала названа лучшим документальным фильмом. Премией "За честь и достоинство" награжден писатель Борис Васильев.