Уже само название характерно. Ленин - первейшая персона в официальной России ушедшего века. А эта станция - первая в подземном транспорте Москвы, которой дали его имя. Потом уже возникнут "Ленинский проспект", "Ленинские горы", да и сам столичный метрополитен вдруг посвятят названному историческому деятелю.
Само строительство станции (в котором, кстати, принимал участие чешский писатель Юлиус Фучик) было вполне в духе эпохи. Передовые (по тем временам) устремления смешались с колоритом древнего русского города. К примеру, археологи, обследовавшие подземные пространства, прежде чем туда пришла собственно стройка, вдруг обратили внимание на осадку фундамента в шахте. Естественно, они предположили наличие неизвестных подземных пустот, и естественно, что их предположение сразу же оправдалось. Был обнаружен белокаменный подвал XVII века, а в подвале - неизвестного предназначения тайник с замаскированным низеньким входом-арочкой. По Москве поползли невероятнейшие слухи: дескать, строители уперлись неожиданно в подземное книгохранилище. И чекисты сразу же распорядились то хранилище замуровать, поскольку тоннель был секретный, правительственный.
Одновременно с этим по проекту архитектора Щуко строилось новое здание самой библиотеки. Исследователь подземелий столицы Игнатий Стеллецкий писал о реальной угрозе: "Большого внимания в подземном смысле заслуживает... станция "Библиотека Ленина" - как пункт скрещивания Мясницкого и Арбатского радиусов метро. Грандиозное здание Библиотеки им. Ленина возводится на месте, густо источенном на известной глубине историческими пустотами. Тоннель первой трассы метро, который имеет пройти под ними, составляет определенную угрозу архитектурному гиганту, если таинственные пустоты под ним времен Ивана Грозного своевременно не будут учтены и обезврежены".
Но к Стеллецкому не слишком-то прислушивались - с исторического "дела краеведов" прошло всего пять лет.
А спустя два десятилетия тех краеведов оправдали. Наступила новая эпоха - политические заключенные и ссыльные возвращались в столицу на постоянное жительство. Иной сделалась и жизнь станции. Поэт Константин Ваншенкин вспоминал, как на ее платформе человек в потертом ватнике вдруг подскочил к другому человеку с чистеньким портфельчиком и принялся зверски его избивать, при этом крича:
- Ты посадил меня, гад, ты оклеветал!
Никто из пассажиров не пришел на помощь избиваемому. Тот, впрочем, и не призывал - терпеливо сносил экзекуцию.
После на станции "прописался" какой-то мошенник - каждое утро в турникетах находили металлическую шайбочку, которую злодей швырял туда вместо жетона. Поэты посвящали станции (а также тому, в честь чего ее назвали) свои пафосные четверостишия: "Ступени, ступени, ступени - как книги уложены в ряд... Здесь часто просиживал Ленин вечерние зори подряд". Словом, станция переживала пресловутый "развитой социализм".
А затем явилась перестройка и последующая смена общественной формации. Моссовет предложил станцию переименовать - скромненько, в "Моховую". Официальное обоснование этого предложения было довольно аккуратным: "Сокращение громоздкого и неудобопроизносимого названия".
Но затем в стране возникли более серьезные проблемы, и бум переименований завершился, так и не исчерпав всех своих возможностей.
А станция все так же пользовалась популярностью у литераторов: именно отсюда за страницу до конца повествования выбрался Омон Ра - герой одноименного пелевинского опуса.
Похоже, и далее "Библиотека" будет четко отражать события наземной жизни. А иной раз - их предвосхищать.