В рамках "Проекта-35" вышел фильм "Оазис" южнокорейского режиссера Ли Чан Дона. Картина участвовала в конкурсе прошлого Венецианского кинофестиваля и получила четыре приза: за лучшую режиссерскую работу, за актерский дебют (исполнительница главной роли Мун Со Ри), а также призы ФИПРЕССИ и католической ассоциации SIGNIS.
В затухающем "Проекте-35" южнокорейский "Оазис" продолжает линию национального, этногастрономического кинематографа: на западные (в том числе и российские) экраны главный хит азиатского проката 2002 года выходит под маркой сугубого арт-хауса - для отдельных ценителей. В московских афишах картина Ли Чан Дона значится как комедия, однако позабавить "Оазис" может только редких гурманов, не боящихся в экзотическом ресторане получить на ужин суп из собачатины или соевый творог.
Комедию положений по-корейски разыгрывают два умственно и физически неполноценных героя - заторможенный молодой человек и изуродованная параличом девица. Парень только что отсидел в тюрьме за автомобильный наезд со смертельным исходом и мечтает извиниться перед родственниками покойного: среди членов семьи задавленного дорожного рабочего он и находит свою новую недееспособную подругу. Исполнительница главной роли Мун Со Ри получила на Венецианском кинофестивале приз за лучший дебют - очевидно, на решение жюри повлияло то, что теперь смело можно называть "эффектом Николь Кидман". Как Кидман получила на днях "Оскар" за посторонний нос на своем лице, так и Мун Со Ри увезла из Венеции приз Марчелло Мастроянни только за то, что, обладая вполне привлекательной внешностью, ухитрилась скрючиться до неузнаваемости и неподражаемым образом свести глаза к переносице.
Набор комических ситуаций соответственно таков: он хочет представить ее своей семье, а родственники в ужасе разбегаются, она сама просит его о любви, а полиция выдвигает обвинение в попытке изнасилования, они любят друг друга, но давать показания она не может, потому как совсем онемела от волнения. А уж когда выясняется, что мнимый насильник девушки несколько лет назад задавил ее отца и семьям вновь придется встретиться в зале суда, тут уж совсем обхохотаться можно.
Однако что корейцу смех, то европейцу политкорректность: на прошлом Венецианском кинофестивале "Оазис" забавным образом срифмовался с "Домом дураков" - оба фильма участвовали в конкурсе и были высоко оценены либеральным жюри. Картины столкнулись еще раз во время предоскаровского марафона: Ли Чан Дона выдвинула Южная Корея, Кончаловского, как известно, Россия. Ни "Оазис", ни "Дом дураков" в интернациональную номинацию не попали - все еще актуальную для европейского кинофестиваля тему неполноценности американские киноакадемики сочли устаревшей. Однако, несмотря на внешнее сходство, фильмы при ближайшем рассмотрении вообще не подлежат сравнению. Кончаловский пытался творить авторский кинематограф, создавая метафору мира как дурдома. Ли Чан Дон, напротив, снимал веселую зрительскую комедию: так младшие школьники рассказывают друг другу анекдоты про мальчика-дебила - без всякой гуманистической рефлексии, просто чтобы поржать. И если либеральные европейцы сочли картину "посланием к человеку", гимном подлинной любви и попыткой показать зрителю, насколько неполноценные люди лучше и честнее так называемых полноценных, то нет в том вины режиссера. В конце концов, ели же корейцы столетиями собак и до последнего времени не догадывались, что ущемляют права братьев наших меньших.