Кому война, а кому мать родна - гласит народная мудрость. Как ни цинично звучит, но мать родна эта самая проклятая война в том числе телевидению. Во-первых, это красиво: ночной, залитый огнями город, блики на воде залива, вспышки взрывов, мощные военные машины, взлетающие в воздух самолеты со смертоносным грузом, похожие на гигантских хищных птиц.
Во-вторых, эфир наполняется нервом и драйвом, телеканалы, вступая в прямую конкуренцию, спешат опередить друг друга в оперативности и эксклюзивности передаваемых новостей. Привычные сетки вещания ломаются, в промежутках между информационными выпусками выходят спецвыпуски общественно-политических ток-шоу и аналитических программ, куда телеканалы (тоже соревнуясь с конкурентами) стараются заполучить политиков первого эшелона. Практика показывает, что зритель в ходе чрезвычайных ситуаций жадно внимает именно новостям и актуальным дискуссиям, изменяя на время обычным привязанностям - играм, семейным ток-шоу и кино.
"Первый канал", подтверждая гордое звание "первого", на сей раз неожиданно выхватил пальму информационного первенства у НТВ и с начала войны в Ираке фактически перешел на круглосуточное вещание, полностью изменив программу дня и отказавшись даже от "Большой стирки". Сразу стало понятно, что канал загодя и основательно готовился к грядущему событию: сделал специальные заставки, "шапку" "Война с Ираком", заранее распланировал экстренный, но ожидаемый эфир. В первый день с самого утра начавшуюся в Ираке войну, ее последствия и перспективы обсуждали в прямом эфире с политиками и политологами Светлана Сорокина и Владимир Познер - самые авторитетные ведущие канала, его тяжелая, так сказать, артиллерия. Вечером война стала и главной темой "Основного инстинкта". Сорокина, до того мучительно осваивавшаяся в эфире после довольно долгого перерыва, именно в этом "горячем" оперативном выпуске программы словно наконец обрела себя, сменив нервозность на живость реакций, а суетливость - на уверенность и способность твердо управлять аудиторией.
К концу дня в прямой эфир вышли внеплановые "Времена" - живые и динамичные, как в свои лучшие (извините за тавтологию) времена. Неожиданной оказалась концовка программы. Обычно, подводя итог разговору в студии, Познер, процитировав какого-нибудь классика, с осторожным оптимизмом говорил примерно следующее: "Если все мы будем поступать так, у нас наступят совсем другие времена". В смысле - хорошие, отличные от нынешних, сулящие если не светлое, то вполне приемлемое настоящее и будущее.
В день, когда началась война в Ираке, Познер вспомнил какого-то древнего мудреца, который говорил: если происходящее вокруг вас кажется вам отвратительным донельзя, съешьте живую жабу. Для контраста, так сказать. Для изменения точки отсчета мерзости. Обращаясь к зрителю, ведущий проникновенно посоветовал съесть живую жабу: "Потому что в общем и целом наступили такие времена".
Рецепт древнего мудреца и современного журналиста мог бы пригодиться во время специального выпуска "Свободы слова" на НТВ в тот же вечер, когда истерически орал на всю студию первый ученик своего буйного "партайгеноссе" Алексей Митрофанов, призывая российское руководство немедленно начать поставки вооружения Ираку и тем самым фактически перейти в состояние войны с Америкой. Когда Савик Шустер и некоторые гости программы попытались урезонить раскричавшегося депутата - мол, России только войны с Америкой не хватало для полного счастья да и не Ираку вооружением надо помогать, а своим нищим согражданам, - тот совсем зарвался: "Назначьте меня командующим ракетными войсками стратегического назначения - и я через неделю все решу. У нас есть потенциал троекратно уничтожить Америку, и мы это можем доказать".
Савик Шустер мгновенно предложил аудитории проголосовать: кто за то, чтобы назначить Митрофанова командующим ракетными войсками? Аудитория от голосования воздержалась."А все-таки наш народ мудр", - иронически прокомментировал ситуацию ведущий.
И снова вспомнилось - "Кому война, а кому мать родна". Кто-то из гостей "Свободы слова", послушав Митрофанова, ввел в оборот выражение "Война в предвыборных целях". У подобных деятелей любое событие идет в собственный зачет - хоть безобразная драка в стенах парламента, хоть публичная похабщина, хоть война. Впрочем, получив трибуну и всласть поскандалив, депутат легко заткнулся и больше уже микрофон не требовал и других выступающих не перебивал - так артисты, отработав роль, смывают грим, выходят из образа и становятся нормальными людьми. Хотя простодушным зрителям свойственно путать артиста с созданным им на сцене или в кино образом.
И еще один скандал случился на "Свободе слова". Иракский посол, возмутившись нелицеприятными высказываниями в адрес Саддама Хусейна со стороны некоторых участников программы ("Вы не имеете права, у России и Ирака дипломатические отношения и извольте соблюдать правила игры"), демонстративно покинул эфир. Более яркой иллюстрации для
характеристики иракского режима и его диктатора и придумать было трудно. Савик Шустер не растерялся и уж тем паче не стал приседать перед высокопоставленным иракским дипломатом: "Напрасно уходите. Это нормальная практика демократических дискуссий. И вы не имеете права навязывать нам свои правила игры".
В целом же, несмотря на несколько нервных моментов, дискуссия на "Свободе слова" получилась содержательной, многомерной и динамичной - экстраординарные события только непрофессионалов могут выбить из седла, а профессионалы, напротив, собираются и выкладываются на полную катушку. Да и гости таких экстренных выпусков, в отличие от выпусков рядовых, находясь под впечатлением только что происшедшего, как правило, не тянут резину, не выступают с отчетными докладами и рапортами, а формулируют свою точку зрения точно и лаконично, что идет на пользу не только программе, но и зрителям, получающим возможность услышать разные мнения и не заскучать во время какого-нибудь невнятного скучнейшего монолога.
Канал ТВС, даже и не пытающийся уже конкурировать с коллегами в оперативном информационном освещении происходящего (минимум экстренных выпусков, почти не изменившаяся сетка вещания), откликнулся на событие внеплановым "Поединком" с Владимиром Соловьевым. Тут и стало понятно, что полноценного общественно-политического шоу у ТВС нет. А всякие выкрутасы типа гонга и боксерского ринга подобным оперативным и претендующим на солидность программам лишь помеха. Зрителям не до самодеятельного театра. Им бы понять, что и почему происходит, а перед ними скачет, разводя противников-оппонентов, то ли артист, то ли судья - в белой рубашке с кружевным жабо и в шелковом красном кушаке. А война, грозящая изменить мир, - это не игрушки и не повод для самовыражения ведущего. Замечу к слову, что и забавнейшие в другие дни Хрюн со Степаном выглядели не вполне уместно в контексте происходящих событий. Война - не повод для смеха.
А у канала "Россия" - так вышло - война отняла значительную победу. Канал первым из федеральных открыл на этой неделе круглосуточное вещание. Но не прошло и двух суток, как случившееся на Ближнем Востоке перечеркнуло "эксклюзив" "России". "Первый", а вслед за ним и НТВ, и ТВЦ ушли в ночь, хотя именно присутствие в ночном эфире позволило "России" оперативно сообщить о начале военной операции в Ираке, а в дальнейшем информировать зрителей каждый час, не особенно ломая сетку вещания, но и не пропуская последних сообщений с театра военных действий.
Разумеется, не войной единой жив зритель. Пройдет неделя-две, и военные сводки переместятся на периферию выпусков новостей, уступив место другим "горячим" событиям, на которые так богата наша жизнь: пожарам, наводнениям, авиакатастрофам, взрывам. Хорошие новости в нашем будничном рационе, увы, по-прежнему, большая редкость. Пока же выигрывают и заслуживают зрительскую благодарность те из телеканалов, которые, не жалея сил и денег, спешат донести до аудитории самые свежие новости и разъяснить, что в реальности происходит сегодня и как это отразится на жизни каждого. Жить в мире и быть свободным от его проблем и бед невозможно. Иначе всем нам придется есть живую жабу.