Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин назвал приоритетной общенациональной целью улучшение демографии
Общество
Глава МЧС исключил проблемы с курортным сезоном на Кубани из-за разлива мазута
Мир
Посол России в Гаване назвал приглашение Кубы в БРИКС признаком престижа страны
Мир
Лавров призвал к надежным договоренностям по вопросу мира на Украине
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Мир
Посольство РФ в Мозамбике призвало россиян воздержаться от поездок в страну
Мир
Лукашенко раскрыл подробности разговора с Путиным в Санкт-Петербурге
Мир
Лавров заявил о заинтересованности РФ в диалоге с Сирией по региональным вопросам
Общество
Режим ЧС федерального уровня ввели в Краснодарском крае после крушения танкеров
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Мир
ЦБ Турции впервые почти за два года снизил учетную ставку
Интернет и технологии
В ГД высказались о возможном введении штрафов за использование VPN
Политика
Путин указал на самостоятельность и самодостаточность ЕАЭС
Мир
Лукашенко заявил о планах разместить в Белоруссии десяток комплексов «Орешник»
Спорт
Ардашев выиграл масс-старт на чемпионате России по лыжным гонкам
Экономика
Патрушев заявил о сохранении в 2025 году объемов льготного кредитования аграриев
Общество
Судовладелец «Волгонефть-212» оштрафован за нарушения трудового законодательства
Мир
В Европе резко снизилось число готовых поддерживать Киев «до победы»

Главный кинофинн Вселенной

В четверг в прокат выходит финский арт-хит "Человек без прошлого" - лауреат прошлого Каннского фестиваля (Гран-при и приз за лучшую женскую роль Кати Оутинен), лучший еврофильм 2002 года по мнению ФИПРЕССИ, номинант на "Оскара-2003". Вчера в Московском киноцентре прошла премьера с участием 18 (!) членов творческой команды, включая занятый в фильме Salvation Army Band ("Оркестр Армии спасения"), который выступит также в московских клубах. Режиссер Аки Каурисмяки не приехал, опасаясь, что российское гостеприимство выбьет его из рабочего ритма
0
Кадр из фильма "Человек без прошлого"
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Наши киноманы давно знают про Аки, одного из самых знаменитых режиссеров современности, но стоит все же составить путеводитель по его жизни и творчеству. 1. Поначалу Аки получил в Европе прозвище "пролетарского метафизика" - за трилогию "Тени в раю", "Ариэль" и "Девушка со спичечной фабрики". "Ариэль" взял в 1989-м второй по значению приз Московского кинофестиваля, жюри которого возглавлял Анджей Вайда. Каурисмяки у нас не знали, и многие удивились, что приз отдали неизвестно кому. Вайда уже тогда знал, кому именно. 2. Разумеется, Аки отнюдь не "пролетарский режиссер", а киноманский. Его самые совершенные ленты - "Жизнь богемы" (лучший фильм 1992 года, по мнению европейской киноакадемии), "Юха" и, конечно, "Человек без прошлого". Другое дело, что герои Аки - всегда полуанекдотичные горячие финские парни. Они обитают в вымышленной стране скромных рабочих забегаловок и необставленных квартир, которую Аки именует "Финляндией дотелевизионной эры" (где он серьезен в своих высказываниях, а где шутит, разобраться непросто). "Человек без прошлого" (про такого же простого парня, которого хулиганы шандарахнули по башке, и он все про себя забыл, начав жить с нуля) - "фильм-резюме" Аки, образец его стиля и тем. Аки любит балансировать на грани трогательности и того типа юмора, который у нас прозвали стебом (тут он близок испанцу Педро Альмодовару). За счет этого он достигает редкостной искренности. Смеешься так, что слезы наворачиваются - от сочувствия. 3. "Человек без прошлого" признан, между прочим, лучшим фильмом 2002 года по версии газеты "Известия" (см. номер от 26.12.02). 4. У Аки есть старший брат Мика - тоже известный режиссер. Их появление породило в Европе 80-х термин "Каурисмякилэнд". Аки и Мика открыли в Хельсинки бар "Москва" - теперь модный. У них вообще тяга к России. То в их фильмах звучит русская речь, то Чайковский, то советская песня типа "Не спеши", то герои жаждут отправиться в Сибирь. Русские в их фильмах всегда хорошие. В 90-е, когда наши режиссеры снимали одну чернуху, позитивный образ России возникал на кинофестивалях только в фильмах Каурисмяки. 5. Отдельно: Аки создал стебную рок-группу "Ленинградские ковбои" (все музыканты в костюмах с псевдоорденами, но длиннющими панковскими коками, символ - орден Ленина, где Ленин тоже с коком), которую - в свойственном ему стиле - обозвал самой громкой и худшей командой в истории рок-н-ролла. Совместные хэппенинги "Ковбоев" с ансамблем имени Александрова (!) собирали толпы в Берлине и Хельсинки. Их неофициальный концерт (александровцев на сей раз было человек восемь) на узкой улочке Антиб в 1994 году стал одним из лучших перформансов в истории Каннского фестиваля. Все, включая музыкантов, прямо на улице пили пиво. В полночь праздник прервала французская полиция - возмущенный фестивальный народ чуть было в ответ не построил баррикады. С "Ковбоями" Аки снял несколько отвязных фильмов. Увидеть их большой концерт с александровцами можно в фильме "Тотальное балалайка-шоу". Долгое время жила идея повторить концерт на Красной площади, но не осуществилась. 6. Крестная мама Аки-режиссера - Кирси Тюккюлайнен: бывший начальник международного отдела хельсинского Госкино, теперь советник по культуре посольства Финляндии в Москве. Кирси вела концерты "Ковбоев" и александровцев, появляясь перед публикой с фирменным "ковбойским" коком, сыграла у Аки ряд гостевых ролей, а также главную (очень смешную характерную) роль в фильме "Береги свою косынку, Татьяна". Кирси хорошо говорит по-русски (и, кстати, знает наше кино) и изобразила русскую. Очень симпатичную. Другая любимая актриса Каурисмяки Кати Оутинен в свой черед играла эстонку: у них обеих развивались по ходу сюжета романтические отношения с двумя смурными горячими финскими парнями. 7. Горячие финские режиссеры склонны жить в темпераментных странах. Часть года Аки проводит в Португалии, где у него дом и виноградная ферма. При этом он уверяет в интервью, будто живет (если адекватно передать по-русски) в ГрЭции. У Мики дом (а также свои рестораны и клубы) и вовсе в Рио-де-Жанейро. 8. Осенью 2002-го Аки отказался поехать с "Человеком без прошлого" на Нью-Йоркский кинофестиваль. Причина: Америка не дала визу мэтру режиссуры иранцу Аббасу Киаростами. После этого скандала многие были уверены, что "Человеку без прошлого" не видать "оскаровской" номинации. Но увидел. 9. В 1999-м Аки снял "Юху" - первый немой фильм после "Новых времен" Чарли Чаплина, расширенный до большого кино "жестокий романс" (городской хлыщ уводит наивную деревенскую девушку у трудяги-мужа). Аки есть Аки: в этом немом (как положено, сопровождаемом лишь музыкой) фильме то стартер автомобиля вдруг заскрежещет, то дверь - как хлопнет! Был вариант сделать городского хлыща петербуржцем, но Аки передумал: история взаимоотношений двух стран слишком сложна, чтобы нечаянно свести ее к теме, как испорченная Россия развращает невинную Финляндию. 10. Этот склонный к иронии человек обладает непростым характером, тяжелой наследственностью (его дед и отец покончили с собой), его запои стали в киномире легендарными. Есть знаменитые режиссеры, которые умышленно пытаются подражать его образу жизни, чтобы создать вокруг себя ауру столь же талантливой, а значит, склонной к самораспаду творческой личности. У Аки, однако, все естественно. И возможно, именно в депрессиях, которые он регулярно преодолевает, надо искать истоки гуманизма его картин. 11. У нас всегда были истинные синефилы, и некоторые из них видели "всего Каурисмяки". В начале 1997-го Музей кино организовал полную ретроспективу фильмов "Каурисмякилэнда" - она прошла с аншлагами. Вместе с тем - что абсурд - до "Человека без прошлого" ни одного фильма знаменитого Аки в нашем прокате не было. Кати ОУТИНЕН, финская актриса: Кто все потерял, имеет шанс начать жизнь сначала - Вы снялись в восьми фильмах Каурисмяки, благодаря которому в мире заговорили о финской кинематографии... - В наши дни разные режиссеры из разных стран снимают приблизительно одинаковые фильмы. Но у Каурисмяки особый взгляд: переключая каналы, вы никогда не пропустите его фильмы и никогда не спутаете с другими. Хотя до успеха в Канне его не очень-то смотрели на родине: он считался сугубо артхаусным режиссером. - Как финны реагировали на приз в Канне? - Они сошли с ума. Ко мне стали подходить в метро, хлопать по плечу, обнимать. Чувствовала себя чем-то вроде олимпийской чемпионки. До "Человека без прошлого" я такой реакции не замечала. Кстати, забавно: осенью я была на кинофестивале в Колорадо, и там познакомилась с финской актрисой, сыгравшей в русском фильме "Кукушка". - Анни-Кристина Юусо... - Да, и мы говорили, посмотрели фильмы друг друга. Так вот, в результате оказалось, что "Кукушка" и "Человек без прошлого" были самыми популярными фильмами на этом американском фестивале. - Главный герой фильма потерял память. Как вы думаете, может быть, для женщины вообще лучше всего иметь дело с теми, кто ничего не помнит о своем прошлом? - Смотрите, мне вот сорок лет. Я разведена, большинство моих подруг тоже. Если вы встречаете нового человека, вас давит груз старых отношений. Часто бывает, что человек еще не успел пережить то, что прошло - это приводит к тому, что и новые отношения не складываются. Если бы все могли все забыть и начать с чистого листа! Но мне кажется, что фильм связан не столько с частной жизнью двух людей, сколько с общей ситуацией в мире. Тот, кто все потерял, всегда имеет шанс начать жизнь сначала. Современный человек живет с ощущением, что в любой момент может случиться любая трагедия: теракт, смерть, дефолт, авиакатастрофа, война. Но даже после этого надо продолжать жить. Когда Аки предложил мне сценарий, он сказал, что хочет дать своим зрителям надежду. Мария КУВШИНОВА
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир