Мы все-таки странные люди - пишущая братия России. Казалось бы, основная задача наших СМИ - давать объективную информацию о событиях в стране и в мире. И предлагать свой анализ, суждения. Но что у нас пишут, например, о великом соседе - Китае с его 1,2-миллиардным населением? Что знает наш читатель о подлинном экономическом чуде, которое произошло в этой стране? Читателю снова и снова долдонят о "расстреле на площади Тяньаньмэнь" двадцать лет назад (как будто у нас не было расстрела парламента в 1993 г.) и почти ничего не сообщают о колоссальных преобразованиях и бурном росте производства, технологии, образования, бизнеса этой державы. Даже во время визита президента Путина СМИ сообщали о протокольных встречах, почти ничего - о самом Китае. Не случайно.
Я думал об этом, слушая выступление чрезвычайного и полномочного посла КНР в России Чжан Дэгуана на собрании Академии социальных наук, руководимом академиком Г.В. Осиповым. Посол рассказал об итогах развития страны и планах, намеченных на XVI съезде КПК. Главный итог - объем производства в КНР вырос за последние 20 лет в четыре раза. Китай занимает шестое место в мире по ВВП. Уровень жизни вырос в несколько раз, хотя по западным меркам он еще довольно низкий. Выступавший в прениях директор Института Дальнего Востока, известный китаист Михаил Титаренко сказал, что Китай в пять раз превосходит Россию по уровню производства. В 60-х годах он отставал от нас в десятки раз.
Как это произошло? Ведь мы раньше встали на путь реформирования тоталитарной системы - еще в 60-х годах, при Хрущеве. Китай приступил к реформам в 1979 г. под руководством маленького, обаятельного великого Дэн Сяопина. Наши качественные демократические преобразования начались всего шесть лет спустя - в 1985 г. с приходом к власти Горбачева. Какой же бес попутал советских людей, что мы оказались отброшенными - по крайней мере, в экономическом развитии - едва ли не на целое столетие от бывшего отсталого и зависимого от нас "брата навек". Разве этот исторический факт колоссального значения не должен стать предметом раздумий, серьезного анализа, полезных уроков?
Замечу, кстати, что с момента прихода к руководству КНР Дэн Сяопина я проникся огромным доверием к его программе реформ (опубликовал в "Новом мире" обширную статью "Междуцарствие, или Хроника времен Дэн Сяопина"). А когда началась у нас перестройка, направил записку М.С. Горбачеву об экономике. Но все тогда были увлечены демократическими преобразованиями, наивно полагая, что они сами по себе обеспечат бурный подъем производства.
Китай наметил программу: примерно к середине XXI века занять первое место в мире по уровню ВВП и обеспечить зажиточную жизнь всему населению - более полутора миллиардов человек.
В США и некоторых других государствах, соседних с КНР, видят в самом этом факте глобальную угрозу. Прежде всего для Запада, который может утратить монополию на высокую технологию и товарное изобилие. У нас, в наших СМИ, тоже иной раз раздаются голоса, продиктованные опасениями по поводу нашего Дальнего Востока и Сибири - этого демографического вакуума, который притягивает автоматически избыточное население великого соседа.
Имеет ли это какие-то основания, покажет история. Сейчас же нужно не нагнетать страхи, а извлекать уроки. Модели наших реформ были прямо противоположны. В Китае они шли снизу вверх - реформа деревни, сервиса, мелкого производства, затем крупного и, наконец, финансовые макрореформы. Мы же шли сверху вниз: от макрореформ "шоковой терапии" к приватизации самых крупных и доходных отраслей производства, а средний и мелкий бизнес застрял на уровне 20-30% в национальном хозяйстве. Китай решал экономические задачи - подъем производства (девять процентов прироста в год), мы - политические задачи: создать новый класс - элиту в основном из функционеров второго и третьего эшелонов, создать крупные монополии как гарантии от "возврата к социализму". На этом пути наше государство протопталось на уровне производства 20-летней давности (застой № 2?), сократило доходы большинства людей в два, а у части населения - в три раза. Зато мы обрели новые демократические институты.
Почему бы не обсудить итоги развития бывших членов "соцлагеря" - прежде всего России и Китая - для начала на международной конференции, скажем, под названием "Двадцать лет спустя" или менее экзотично - "Уроки коммунизма на рубеже веков"?..
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения