Жюри и публика уже посмотрели большинство конкурсных фильмов Берлинского кинофестиваля. Пустые поначалу стены Берлинале-паласта заполняются фотографиями кинозвезд. Сыгравшая в немецкой картине "До свидания, Ленин" Чулпан Хаматова даже повисела недолго в компании Николь Кидман и Джорджа Клуни, однако потом ее перевесили подальше.
Джордж Клуни привез в Берлин сразу два фильма - "Солярис" Стивена Содерберга и собственный режиссерский дебют "Признания опасного человека", поставленный по сценарию Чарли Кауфмана, представляющего в конкурсе еще и "Адаптацию" (о ней "Известия" уже писали). Мелькание в зале для пресс-конференций одних и тех же лиц наводит на мысль о том, что и в Голливуде есть не так много людей, способных на активную и интересную работу. На пресс-конференции "Соляриса" главному секс-символу планеты предъявили обвинение в том, что он не женат. Актер пообещал жениться к вечеру. На пресс-конференции "Признаний опасного человека" его упрекнули в том, что он не выполнил обещания. Клуни сказал, что женился прошлой ночью, но может быстро развестись и жениться снова.
ПРИЗНАНИЯ ОПАСНОГО ЧЕЛОВЕКА. Фильм поставлен по книге Чака Барри, выдающегося фантазера и креативщика, в середине 60-х придумавшего формат телеигры, разновидность которой у нас вышла под названием "Любовь с первого взгляда". В своих мемуарах, однако, Барри рассказывает о своей второй жизни в качестве штатного киллера ЦРУ. Вдохновенный бред известного телекомика абсурдист Кауфман превратил в совсем уже невообразимый сценарий, который режиссер-дебютант Клуни поставил с неожиданной изобретательностью. Каждой эпохе в жизни своего героя он придумывает собственное визуальное решение: детство в 40-е заснято на "выцветшую" черно-белую пленку, юность в 50-е подкрашена поблекшим "техниколором", 60-е отсняты так, как снимали в 60-е. Каждую минуту фильм выкидывает очередное коленце - то Брэд Питт с Мэттом Деймоном мелькнут в трехсекундном эпизоде, то улица, по которой герой спасается от агентов КГБ, окажется фанерной декорацией и отъедет в сторону. Концентрация придумок и фокусов остается предельной на протяжении всего фильма, и по выходе из зала кажется, что ты два часа разгадывал шараду, но так и не разгадал.
ЕГО БРАТ. Патрис Шеро однажды уже побеждал в Берлине: в 2001 году "Золотым медведем" был награжден его "Интим" (к недоумению многих критиков и зрителей, посчитавших картину скучной). Несмотря на скандальность некоторых сцен "Интима", Шеро уже дожил до репутации режиссера серьезного и уважаемого - во Франции он считается театральным режиссером № 1, а в мае возглавит жюри Каннского фестиваля. Солидный послужной список дает ему право со знанием дела браться за важные темы и снимать невыносимо профессионально, невыносимо безупречно и невыносимо скучно.
Если "Интим", по определению режиссера, был "фильмом о человеке, который забыл, как любить", то "Его брат" - картина о человеке, который учится умирать. У главного героя (его играет Эрик Каравака, привозивший на позапрошлую Неделю французского кино в Москве свой фильм "Палата для офицеров") есть брат Тома, с которым они почти не общаются. Они начинают сближаться, когда выясняется, что Тома неизлечимо болен. Бесконечные операции результата не дают, и герои покидают больницу, чтобы сидеть прохладным августовским вечером на берегу моря и молча держать друг друга за руки. Фильм получил довольно неплохие оценки кинопрессы, однако есть ощущение, что попытка Шеро показать побег от собственного предавшего тела может произвести впечатление только на людей, у которых даже горло никогда не болело.
Джордж Клуни, актер, режиссер:
- Не знаю как в Европе, а в Америке Чак Барри очень известен. Что в его автобиографии правда, а что вымысел - сказать трудно. С фильмом еще интереснее: сценарист Чарли Кауфман сделал с событиями, описанными в книге, приблизительно то же самое, что сам Барри сделал с фактами из своей жизни. Получилось двойное искажение. Когда я получил этот сценарий, то понял, что нужно выработать особый язык, собственное визуальное решение. Мне захотелось вернуться к старым американским фильмам и использовать их изобразительный ряд.
- Вы решили стать режиссером, потому что вам чего-то не хватало в вашей актерской работе?
- Я долго искал возможности стать режиссером. Поймите, я счастлив как актер, но работа в кадре парализует интеллект. Ты идешь куда скажут, делаешь что скажут. Когда я стал режиссером, все решения принимал я, а вокруг меня бегали десятки людей и требовали точных указаний. В результате получился фильм, в котором мы постарались собрать все американские стереотипы о 60-х, о шпионской работе, о Берлине в том числе. Это американская фантазия об американской истории.
- Ваши герои часто и много ругаются...
- Я хочу извиниться перед моими родителями за то, что в картине постоянно звучит слово "фак".