В пятницу в Лондоне начался судебный процесс, в ходе которого будет решено, выдадут ли власти Великобритании эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева России. Накануне министр внутренних дел Соединенного Королевства Дэвид Бланкетт подписал распоряжение о начале процедуры экстрадиции. А еще раньше МВД Великобритании признало Россию членом Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, и теперь защита Закаева не может ссылаться на политические мотивы запроса о его выдаче.
Дэвид Бланкетт подписал распоряжение о начале процедуры экстрадиции Закаева вечером в четверг. Как признался "Известиям" сотрудник российского посольства в Лондоне, отказавшийся назвать свое имя, до самого последнего момента дипломаты находились в состоянии напряженного ожидания. Если бы распоряжение подписано не было, суд, назначенный на середину пятницы, отверг бы все претензии к Ахмеду Закаеву.
- Доказательства, предоставленные российской стороной, уже давно были признаны в МВД Великобритании обоснованными, - рассказал собеседник "Известий", - но распоряжение держали до последнего часа. Этот документ - часть процедуры. Если бы его не было, судья бы просто закрыл заседание, а Закаева бы отпустил. России бы пришлось снова направлять документы об экстрадиции, но за это время Закаев вполне мог уехать.
В четверг же стало известно еще об одном шаге британского МВД, предпринятом 10 января. С этого дня в Соединенном Королевстве вступило в действие постановление о признании России в качестве участницы Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 года. Этот документ лишает любого подозреваемого в терроризме, включая Закаева, возможности избежать экстрадиции на том основании, что вменяемые ему действия совершены якобы по политическим мотивам. Таким образом, доказательная база, которую защита Закаева представит суду, стала значительно уже.
Заседание магистратского суда на Боу-стрит в Лондоне продолжалось всего 10 минут. "Известия" связались с корреспондентом РИА "Новости" Сергеем Кудасовым, присутствовавшим в зале.
- Сначала было объявлено о распоряжении министра внутренних дел, - рассказал Сергей Кудасов, - затем судья Тимоти Уоркман заслушал мнения представителей обвинения и защиты, которые попросили дополнительный срок для подготовки материалов. Причем обвинение попросило конкретно две недели, а представители защиты вели разговор о более длительном сроке. Следующее заседание назначено на 14 февраля. Решением судьи Закаев оставлен под залог на свободе, но все присутствовавшие заметили, что он и те, кто его сопровождали, были в подавленном настроении. Они не ожидали решения МВД.
После заседания адвокат Закаева Гаррет Пирс заявила, что процесс, по ее мнению, займет "много времени". В российском посольстве также предположили, что процесс может затянуться на годы. Например, Франция не может добиться экстрадиции подозреваемого в подготовке взрыва в метро, уже 7 лет. А США уже четыре года ждут выдачи террориста, участвовавшего в организации взрыва американского посольства в Кении. И в том, и в другом случае процедура экстрадиции аналогична делу Закаева.
Однако в российских правоохранительных органах говорят о перспективах дела с оптимизмом. Недавно в Лондоне побывал заместитель генпрокурора России Сергей Фридинский, который передал суду дополнительные материалы. По некоторым данным, это протоколы допросов свидетелей и потерпевших еще по одному эпизоду, который не рассматривал отказавший в экстрадиции Закаева Минюст Дании.
"Речь идет об уголовных преступлениях"
В пятницу заместитель генпрокурора Сергей Фридинский ответил на вопросы собкора "Известий" в Ростове-на-Дону Елены СТРОИТЕЛЕВОЙ.
- Может ли английская Фемида расценить преступления, в которых обвиняется Закаев, как действия, совершенные на войне?
- Мы ждем от Великобритании объективного рассмотрения дела. И речь идет не о тех преступлениях, которые Закаев совершил на поле боя, речь идет об обыкновенных общеуголовных преступлениях, связанных с убийством граждан, причинением тяжкого вреда здоровью, бандитизмом.
- Кто будет представлять Россию на процессе?
- Процедура судебного разбирательства Великобритании не наделяет российскую сторону такими полномочиями. Поэтому запросы и материалы Генпрокуратуры сейчас находятся в ведении Королевской прокурорской службы Великобритании, представители которой будут поддерживать интересы Российской Федерации в судебном заседании. Кроме того, в Королевской прокурорской службе нанят адвокат, который специально занимается вопросами экстрадиции. Он вместе с прокурорскими работниками будет представлять интересы России в суде.