Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Есенин первый

Памятник Есенину, стоящий на Тверском бульваре, - одна из популярнейших московских статуй. Правда, популярно это изваяние в первую очередь в среде шахматистов - почему-то именно они облюбовали бронзовые неуютные скамеечки, расставленные в тылу статуи. Видимо, потому, что шахматистам менее всех прочих интересен вид, который открывается с места посадки. А вид здесь и вправду сомнительный - севшему на лавку открывается задняя часть поэта, которую немножечко разнообразят разве что заведенные за спину кисти его рук. Возможно, этот памятник порадовал бы самого Есенина, будь тот живой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Он - в какой-то мере выполнение есенинского завещания. Ведь Сергей Александрович писал в одном своем стихотворении: "Мечтая о могучем даре Того, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с собой". Впрочем, и этот тезис несколько сомнительный, ведь "тот, кто русской стал судьбой" - это, как всем известно, Пушкин. А памятник последнему, в есенинское время возвышавшийся над тихими аллеями Тверского, ныне перенесен в иное место. Ценность Тверского бульвара тем самым утрачена, и вожделенного соседства ("Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе") не получилось. Получается, что памятник известен все-таки в первую очередь благодаря своему центровому местоположению. А вместе с тем в спальном районе, на Есенинском (вот так вот прямо и Есенинском) бульваре стоит другой памятник тому же самому поэту. И этот памятник с окраины не то чтоб лучше, но уж точно колоритнее памятника с Тверской. Начать с того, что он несколько старше. Статуя работы скульптора В.Е. Цигаля была открыта более трех десятилетий назад, в 1972 году. И это было в некоторой степени победой прогрессивных сил над ретроградами - ведь партийное чиновничество долго не могло решиться поставить в социалистической столице памятник сомнительному с точки зрения коммунистической морали, а в некоторой степени даже опальному поэту. Тем более что сама статуя довольно сильно отступала от канонов социалистического реализма (к слову сказать, выдержанных в памятнике на Тверском бульваре, пусть и появившемся в постсоветское время). Татьяна Александровна Есенина, дочка поэта, защищала видение Цигаля: "Я знаю, что вызывает возражение плоскостное изображение странной фигуры на постаменте, которую называют "тенью черного человека". Скульптор, стремясь полнее отобразить истоки есенинской поэзии, воспользовался его же примером, отогнув все нелепое и несообразное в другое измерение. Я так понимаю, и мне кажется, что это правомерно. Удача В. Цигаля в том, что он сумел очень многое сказать удивительно скупыми средствами, совместить буквально несовместимое. От этой фигуры веет поэзией, погруженностью в природу... " Неудивительно, что становление скульптуры сопровождалось некоторыми курьезными деталями. К примеру, незадолго до открытия в прессе появилось сообщение о том, что памятник, дескать, уже открыт. А к самой церемонии перед фигурой Есенина посеяли рожь (дескать, ничего страшного не происходит, Сергей Александрович был всего-навсего певцом природы русской). Правда, на всякий случай памятник открыли кулуарно, даже оцепили его бравыми курсантами. Внутрь оцепления пускали только по официальным приглашениям. Впрочем, памятник со временем утратил ореол полубунтарского произведения. Председатель Исполкома Моссовета В.Ф. Промыслов даже писал в книге "Москва" (1984 год): "Бронзовая фигура Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Фигура юного поэта трогает своей лиричностью и грустной задумчивостью, естественностью позы, лишенной официальности и парадности. Стоящий почти на земле, в начале Есенинского бульвара, на фоне молодых березок и осин, памятник представляется нам своеобразным и ярким художественным произведением". А весной 1995 года, словно почувствовав, что на Тверском бульваре скоро встанет мощный конкурент, Есенин Цигаля вдруг неожиданно упал. В первую очередь, конечно, обвинили хулиганов. Пресса возмущалась: "Небывалый по своей дикости и бессмысленности акт вандализма был совершен прошлой ночью в Москве, в Кузьминках. Какие-то негодяи сбросили с пьедестала памятник поэту Сергею Есенину... У местных властей не возникает сомнений, что случившееся - надругательство над памятником". Однако экспертиза в скором времени установила, что памятник свалился сам из-за некоего брака, допущенного при отливке фигуры. Неисправность была своевременно устранена.
Комментарии
Прямой эфир