Предприятия, входящие в состав "Русского алюминия" (Красноярский, Братский, Саянский алюминиевые заводы и др.), создавались еще в советское время, а потому вокруг алюминиевого производства создавались и другие смежные направления деятельности. До недавнего времени новых владельцев такая структура не беспокоила, однако ситуация на мировом рынке алюминия сейчас нестабильна, а потому "Русал" решил отказаться от непрофильного производства. Оказалось, что таких активов не так уж и мало.
В "Русале" подчеркивают, что речь идет не только о социальных объектах. Сюда вошли ремонтные, строительные предприятия, недвижимость. Все это имущество сейчас находится на балансе заводов "Русала". В будущем году структура управления должна измениться. 30% таких активов попросту продадут. Оставшиеся 70% планируется реорганизовать в самостоятельные организации, но оставить в собственности холдинга. Между тем, по словам Александра Лившица, какие активы продавать, а какие реорганизовывать станут решать в каждом конкретном случае. Во многом здесь будет важно, есть ли на непрофильное производство покупатель.
Интересы миноритарных акционеров (работники заводов и пенсионеры на заре приватизации получили часть ценных бумаг предприятий) в ходе реструктуризации, по словам Александра Лившица, будут учтены. Заместитель гендиректора говорит, что компания предоставила возможность акционерам заводов продать находящиеся в их собственности акции по рыночным ценам. Предполагается, что акционеры, не решившиеся пока продать свои акции, еще могут успеть это сделать до конца декабря.
По всей видимости, "Русал" так и не решился провести обмен акций заводов на акции холдинга, хотя, как известно редакции, этот вопрос стоял на обсуждении долгое время.
Насколько эффективной окажется реструктуризация, сказать пока сложно. Так, по словам аналитика инвесткомпании "Проспект" Николая Иванова, выделение непрофильных активов - обычная практика для западных компаний, и ничего удивительно в таком решении "Русала" нет.
Аналитик инвесткомпании "Тройка-Диалог" Василий Николаев указывает, что это решение вряд ли сможет существенно увеличить рыночную стоимость компании с оборотом более $4 млрд.