Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Метрополитен имени Гнусина

Станция "Чистые пруды", можно сказать, всегда страдала комплексом неполноценности. Увы, поводы у нее находились.Начать с того, что история места, где сегодня стоит павильон метро, была какая-то сомнительная. Еще двести лет назад здесь находился постоялый двор. Владел им купец по фамилии Гнусин, что делало и без того второсортное учреждение еще более неприглядным. Характер местности упорно не хотел меняться. Валентин Катаев вспоминал: "А в начале Чистых прудов, как бы запирая бульвар со стороны Мясницкой, стояло скучное двухэтажное здание трактира с подачей пива, так что дальнейшее не требует разъяснений"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Станция "Чистые пруды", можно сказать, всегда страдала комплексом неполноценности. Увы, поводы у нее находились. Начать с того, что история места, где сегодня стоит павильон метро, была какая-то сомнительная. Еще двести лет назад здесь находился постоялый двор. Владел им купец по фамилии Гнусин, что делало и без того второсортное учреждение еще более неприглядным. Характер местности упорно не хотел меняться. Валентин Катаев вспоминал: "А в начале Чистых прудов, как бы запирая бульвар со стороны Мясницкой, стояло скучное двухэтажное здание трактира с подачей пива, так что дальнейшее не требует разъяснений". Речь шла уже о советской эпохе. Кстати, трактир был в своем роде исторический. Здесь в 1923 году арестовали поэта Есенина. Он сидел за выпивкой с приятелями - Ганиным, Клычковым и Орешиным. А за соседним столиком сидел некто Марк Роткин, в одиночестве. Скучающий Марк Роткин стал прислушиваться к разговору четырех поэтов, а Сергею Александровичу это не понравилось. - Плесните ему пива в ухо, - во весь голос попросил Есенин. Этот призыв, в свою очередь, не понравился Роткину. Он сходил за милиционерами и заявил, что бунтари-поэты обсуждали тут новую власть, притом не в самых лестных выражениях. Впрочем, дело замяли, а спустя четыре года вообще закрыли - "принимая во внимание, что двоих из обвиняемых: Есенина и Ганина в живых нет, а в отношении Клычкова и Орешина дело может быть прекращено за давностью". Спустя несколько лет трактир снесли и началось строительство метро. В конкурсе на строительство той станции (она сначала называлась "Кировская") победил Николай Яковлевич Колли. Времени на обдумывание проекта было мало. Его помощник, И. Н. Кастель вспоминал: "Разработка проектов велась почти одновременно с производством отделочных работ Мне неоднократно приходилось по поручению Николая Яковлевича отвозить на строительство выполненные им чертежи архитектурных деталей". В результате станция вышла довольно скромной, без "излишеств", свойственных большинству станций сталинской эпохи. Правда, путеводитель того времени гордо писал: "Богатое архитектурное оформление дополнило превосходство станции "Кировская" над станциями лондонского метрополитена". А над эскалатором висел забавный по сегодняшним понятиям плакатик: "Выход. Внимание! Движущаяся лестница". Станция во всем стремилась выйти в лидеры. И каждый раз ей приходилось делить первенство с другими состязателями. Да, "Кировская" - станция так называемой первой очереди московского метро. Однако вместе с ней в той очереди появился еще добрый десяток станций. Да, эскалатор, установленный на "Кировской" в то время был самым глубоким европейским эскалатором. Однако же точь-в-точь такие эскалаторы достались "Красным воротам" и "Дзержинской". Вроде бы, "Чистые пруды" лидируют и по числу переименований. Ведь когда с десяток лет назад опальным станциям меняли имена, ее сначала сделали "Мясницкой", а затем чего-то испугались и назвали "Чистыми прудами". Увы, такая же история произошла и с "Щербаковской", которая сначала стала "Новоалексеевской", а после потеряла свою гордую приставку "Ново". Впрочем, кое в чем станция "Чистые пруды" все-таки превзошла другие станции. Именно здесь и более нигде в войну располагалась Ставка Верховного Главнокомандующего, то есть Иосифа Виссарионовича Сталина. Один из генералов так ее описывал: "Станция метро "Кировская"… была полностью в нашем распоряжении. Поезда здесь уже не останавливались. Перрон, на котором мы расположились, отгораживался от путей высокой фанерной стеной. В одном его углу - узел связи, в другом - кабинет для Сталина, а в середине - шеренга столиков, за которой работали мы. Место начальника Генштаба - рядом с кабинетом Верховного". Однажды Сталин, едучи по эскалатору на службу, обратил внимание, что на платформе стоят станционные часы. - Надо, чтобы часы работали, - строго сказал Сталин. Все оцепенели. Но, к счастью, история с часами не имела продолжения. Все-таки война. Хватало и других забот.
Комментарии
Прямой эфир