Во время краткой, но яркой встречи Владимира Путина и Джорджа Буша, проходившей тоже в сельской местности, президент США поделился радостной новостью о приеме еще семи членов в эту организацию. Кроме того, на очереди еще несколько государств - прежде всего Грузия, а затем, возможно, Украина, дальше еще кто-то из кавказских и, не исключено, среднеазиатских постсоветских республик. И тогда, как в дурном сне, могут возникнуть реминисценции с дружественнокапиталистическим окружением России...
НАТО в этом случае придется столкнуться, пожалуй, с двумя проблемами. Первая - сравнительно легко преодолимая - как именовать альянс? Я мог бы предложить вариант: северо-южно-атлантическо-черноморско-каспийский союз.
Вторая - посложнее: где искать главного врага? Советский Союз вывели из игры три богатыря в Беловежской пуще еще 11 лет назад. А Россия стала другом. Джордж Буш и Владимир Путин многократно уверяли в этом один другого, а заодно и весь мир. На роль врага нарываются бен Ладен и его подельники: Буш полагает, что их больше в Ираке, Путин - что в Саудовской Аравии. Но оба сходятся на том, что международный терроризм - наш общий главный и опасный враг.
Но при чем же здесь отмашка - может спросить дотошный читатель. А вот при чем. Едучи по улицам Москвы, забитым машинами больше, чем телегами Диканька, я столкнулся с гаишником, который объяснил мне суть названной проблемы. Он сказал: "У нас в ГАИ есть две школы - сторонников и противников отмашки". "Я - противник", - гордо заявил он.
Поясняю: постовой милиционер обязан по уставу показать ясный знак поднятыми руками - можно или нельзя ехать, но некоторые ленивцы делают легкое движение жезлом - отмашку. Мол, проезжай, хотя могут тут же остановить доверчивого водителя и потребовать отступного.
Так вот мне, как стреляному воробью, который 30 лет участвовал в международных играх, показалось, что оба президента как бы несколько злоупотребляли отмашками. Президент Путин - по поводу расширения НАТО на восток и отчасти по поводу Ирака, президент Буш - по поводу Чечни и отчасти по поводу того же НАТО.
"Поясняю поподробнее для невежд", - как говаривал Высоцкий. Президент Буш мог бы напрямую спросить у президента Путина: дорогой друг Владимир, а почему бы вам, естественно, со всей Россией, не вступить в НАТО - это сняло бы всякие подозрения в направленности альянса? Да и название менять не нужно было бы - как-никак Россия остается северной державой, даже больше, чем в былые времена. Такой вопрос сразу же избавил бы нашего президента от неудобного жеста с отмашкой. Кроме того, стало бы ясно, что крепкая дружба связывает не только президентов и их жен, но и два великих народа, больше того - около тридцати великих и малых народов Европы и всей Земли.
Тогда бы нашему президенту не пришлось выступать в роли заявителя или, от чего боже упаси, просителя, перед лицом своего народа и государства, которое, что бы ни говорили, все еще располагает изрядным ядерным потенциалом. Конечно, понадобилось бы немалое время и большое число процедур - дипломатических, военных, воспитательных, чтобы перейти от слов к делу. Но тогда бы "процесс" действительно "пошел", как любил говорить один из предыдущих президентов еще "необрезанной" страны.
В качестве автора этой шутки я посылаю свой привет помощнику президента по национальной безопасности Кондолизе Райс, как коллеге по нашему цеху советников. У меня даже сохранилась чудная фотография, где мы засняты вдвоем в Гарвардском университете: почему бы, дорогая Кондолиза, вам не подать подобный совет своему шефу? Ведь мы же друзья - не правда ли? Это было бы неплохим подарком к кристмасдейз - для нашего общественного мнения, которое все еще почему-то вздрагивает каждый раз, когда очередная жемчужина из нашего прежнего политического ожерелья окончательно откатывается, не сделав даже отмашки на прощанье, в НАТО, явно направленное не против нас, но, возможно, и не за нас.