Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Число пострадавших при опрокидывании автобуса на Кубани возросло до 15
Мир
Генерал ВСУ заявил о катастрофической нехватке военных под Харьковом
Авто
«Москвич» стал самым популярным электрокаром у корпоративных клиентов
Мир
Сторонники Гуцул вышли на митинг в ее поддержку у здания суда в Кишиневе
Общество
В аэропорту Сочи сообщили о штатной работе на фоне непогоды
Общество
Коллективный иск пострадавших и родственников погибших в «Крокусе» поступил в суд
Авто
АвтоВАЗ начал продавать автомобили с пробегом
Мир
В Румынии вступил в силу закон о налоге на роскошь
Общество
Госдума ввела штрафы за участие в нежелательных иностранных организациях
Мир
Венгрия отказалась одобрять выделение €6,5 млрд Киеву без транзита нефти Украиной
Мир
Харрис отказалась отвечать на вопросы о состоянии и местонахождении Байдена
Общество
Умерла участница «Бурановских бабушек» Екатерина Шкляева
Общество
МАК предложил ввести фотофиксацию при замене датчиков угла атаки Superjet
Мир
Польский генерал назвал разговоры о победе Украины недоразумением
Мир
Сийярто указал на неспособность ЕС организовать мирную миссию по Украине
Политика
ГД приняла закон о статусе ветерана СВО для Запорожской и Херсонской областей
Спорт
МОК исключил Международную ассоциацию бокса из списка признанных
Общество
Госдума приняла закон о введении миграционного режима высылки из РФ

Скоро появится первый частный трубопровод

Во время недавнего визита Джорджа Буша в Россию президенты США и России подписали заявление о российско-американском диалоге. Там говорилось: "Мы приветствуем инициативу по постройке глубоководного порта в России с целью развития экспорта". И вот в среду топ-менеджеры четырех крупнейших нефтяных компаний страны - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть" и "ТНК" поставили подписи в меморандуме, положившем начало реализации мегапроекта стоимостью $3,5-4,5 млрд. К 2007 году компании намерены открыть новый экспортный маршрут для российской нефти в США через Мурманск. А к 2010 году российские нефтяники намерены занять 13% рынка энергоресурсов США
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
, что вписывается в стратегию США по ослаблению зависимости от ближневосточной нефти. Россия экспортирует около 5 млн баррелей нефти в день. Основной конкурент - Саудовская Аравия - более 6 млн, но, в отличие от России, имеет неиспользованные пока возможности увеличить экспорт еще на 2,5 млн баррелей. Россия к 2010 году намерена увеличить экспорт до 10 млн. баррелей в день, заняв стабильную нишу на рынке США. Мурманский проект - один из путей реализации этих амбиций. В среду меморандум "о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска" подписали президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, президент "Сибнефти" Евгений Швидлер и исполнительный директор ТНК Герман Хан. Так вчетвером они собирались ранее лишь для беседы с президентом. И, видимо, поэтому назвали вчерашнюю встречу "началом новейшей истории". Алекперов отказался называть партнеров конкурентами: "У нас только коллеги везде". Швидлер тоже был краток: "Я рад, что мы все вместе". Хан же заметил, что раньше совместные выступления компаний ограничивались правительством. По словам Алекперова, проект поможет решить проблему дефицита транспортных мощностей: Россия уже увеличивает добычу нефти в среднем на 8% в год, а внутренние возможности потребления ограничены. При этом нефтяники хотят сами устанавливать тарифы на прокачку нефти на новом направлении и регулировать доступ к трубопроводу (сейчас этими вопросами ведает правительство). Швидлер сказал, что президент "Транснефти" (сейчас все российские нефтепроводы находятся в ее ведении - "Известия") Семен Вайншток об инициативе четверки знает, и его компания, скорее всего, станет оператором проекта. В самой "Транснефти", правда, говорят, что предложения им еще не поступало. "Любая мысль и любой проект имеют право на существование, - говорит вице-президент "Траснефти" Сергей Григорьев. - Когда мы получим ТЭО, все расчеты, тогда и можно будет оценивать. Проект мы не видели". В "Транснефти" допускают возможность, что когда проект будет ближе к воплощению, могут получиться совсем другие цифры необходимых затрат и отдачи. Ходорковский также заявил вчера, что к пулу может присоединится и "Сургутнефтегаз" Владимира Богданова. Но на вчерашнем мероприятии тот не появился. В перспективе возможно вхождение в проект и ряда крупных иностранных компаний. Вчера упоминали, в частности, TotalFinaElf и Norsk Hydro. Основными финансистами проекта выступят ЛУКОЙЛ и Юкос: они профинансируют две трети расходов и обеспечат наполнение трубы нефтью в объеме не менее 40 млн тонн. Всего "четверка" дает гарантии пока на прокачку 60 млн тонн: еще по 10 млн дадут "Сибнефть" и ТНК, они же обеспечат и оставшееся финансирование. Если же к консорциума присоединятся новые участники, параметры долевого участия могут быть пересмотрены. Возможно удвоение пропускной мощности и нефтепровода, и терминала - до120 млн тонн в год. Рассматривают два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3600 км и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2500 км. Стоимость первого оценивается в $4,5 мрлд, второго - $3,4 млрд. Сначала мощность трубопровода должна составить 60-80 млн тонн нефти в год, а затем, по словам президента "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, может достигнуть 120 млн тонн. "Крупные компании изыскивают любые возможности наращивания экспорта. Но проект рассчитан на благоприятную конъюнктуру, а поэтому есть опасение, что экономика отходит на второй план," - считает аналитик "Цэрих Капитал Менеджмент" Андрей Рожков. "В этой истории самое главное - это активный поиск российскими нефтяными компаниями новых рынков сбыта", - считает" аналитик лондонского офиса Energy Intelligence Group Аксель Буш. По оценкам этой группы, уже сейчас Россия могла бы экспортировать дополнительно около 400 тыс. баррелей в день. По мнению ряда иностранных аналитиков, в нынешней инициативе присутствует "атака на "Транснефть". "Транснефть" - рудимент советской эпохи, который рано или поздно должен быть реформирован", - говорят в Energy Intelligence Group. Создание "конкурентной трубы" - шаг на пути к этой реформе. Эксперты уверены, что политическая поддержка проекту со стороны двух президентов способна переломить монополию "Транснефти". "Компаниям будет предоставлено право устанавливать тарифы в своей трубе", - считает Буш. Но российские аналитики полагаю, что если "Транснефть" станет оператором, то все равно сможет извлечь экономическую выгоду из проекта, а государство найдет рычаги регулирования нефтеэкспорта из России. И западные, и российские аналитики считают, что инициатива "четверки" не имеют влияния на мировой рынок в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочном плане ситуация может кардинально измениться. Видимо, поддерживая проект, российское правительство надеется, что к середине десятилетия российская экономика уже не будет столь сильно зависеть от нефтеэкспорта и переживет падение цен. При этом правительству выгодно, чтобы нефтяные магнаты вложили средства в развитие стратегически важного Мурманского порта, до сих пор игравшего скорее военное значение. Конкретное место строительства нефтеналивного терминала пока держится в секрете. "А то начнется нездоровый ажиотаж, люди станут скупать землю", - пояснил Алекперов.
Комментарии
Прямой эфир