В Госдуме прошла пресс-конференция под названием "Россия на пороге новой эпидемии". Заместитель председателя комитета Думы по охране здоровья и спорту Татьяна Яковлева и врачи-педиатры рассказали журналистам о проблеме вирусных гепатитов, распространение которых, по их мнению, приобретает в России катастрофические масштабы. Многие СМИ опубликовали эту информацию. А следом агентство Интерфакс передало сообщение главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко, опровергающее эту информацию. По его словам, заболеваемость гепатитами, напротив, резко сократилась. Что же происходит с гепатитами на самом деле?
Общее количество зараженных вирусными гепатитами В и С в России вряд ли кому-нибудь известно достоверно. Точно так же, как и общее количество инфицированных в мире. Все цифры, которыми оперируют в медицинской статистике и литературе, - оценочные, то есть отражают приблизительные подсчеты и мнение специалистов. Пока проверить на наличие этих вирусов всех поголовно жителей даже одной страны - задача невыполнимая. Да и ненужная.
Но сама проблема от этого не стала менее острой. Вирусы гепатитов В и С, которые не стоит путать с менее опасными гепатитами А и Е (инфекционной желтухой, болезнью "грязной воды", "грязных рук"), передаются от человека к человеку с кровью или половым путем. Они живучи, переносят даже кипячение. Необходим особый режим стерилизации. Последствия заражения чрезвычайно опасны. У каждого десятого, переболевшего острым гепатитом В, и более чем у половины переболевших гепатитом С процесс переходит в хронический. А дальше - от 15 до 30% при ХГВ и у 20% больных ХГС болезнь переходит в цирроз или рак печени. Особенно велика вероятность хронизации у детей двух категорий: получивших вирус внутриутробно или в первый год жизни и у подростков, экспериментирующих со шприцевыми наркотиками и незащищенным сексом.
С середины 90-х годов мировая эпидемия вирусных гепатитов (специалисты называют ее то "тихой", то "ползучей") пришла и к нам. Именно этим и руководствовались специалисты, включив прививку от гепатита В (от гепатита С вакцин пока нет) в Национальный календарь детской вакцинации. И, как ни странно, столкнулись с неожиданностью - в некоторых территориях прививкам малышей до года и подростков возраста риска (14 лет) воспротивились и чиновники, и родители. С первыми все ясно: часть средств на вакцинацию детей должны были искать территории. А вот родители, кое-где вдохновляемые ультраклерикальными организациями, возмущались: почему мы должны видеть в наших детях будущих наркоманов, почему должны подвергать их риску прививок? При этом многие не хотят принимать во внимание, что значительные цифры заражения - на совести медицинских учреждений. Именно здесь до 10% зараженных приобретают вирусы после переливания непроверенной донорской крови. И впрямь получается, что прививка нужна от халатности медперсонала? Можно, конечно, 100 лет говорить о том, что служба крови страны нуждается в реорганизации, что и делает Минздрав. Можно надеяться на привычный авось. Но при этом радикально настроенные мамы забывают, что медицинские риски существуют всегда, даже при самых простых манипуляциях. Забывают они и о том, что детям свойственно становиться взрослыми, влюбляться и - о, ужас! - вступать в интимные отношения. И не у всех хватает решимости и рациональности вести партнера на предварительные анализы. Хотя, конечно, зря.
Но цель пресс-конференции думцев заключается совсем не в том, чтобы убеждать родителей. И мелкий скандал с цифрами лишь ловко затенил суть дела. А она заключается в том, что прививка в календарь вакцинации от вирусных гепатитов внесена, а денег на закупки вакцины как всегда нет. Их, по мнению Татьяны Яковлевой, хватит лишь на 59% новорожденных. На подростков и людей из групп риска (спасателей, врачей, пожарных) вакцины за государственный счет не будет. Как нет и госзаказа на производство отечественной вакцины от гепатита В - и Минздрав, и территории предпочитают закупать импортные, значительно более дорогие.
Вторая тема, которую поднимали на конференции врачи: отсутствие средств на эффективные лекарства для тех, кто уже болеет хроническими гепатитами. Таких, к примеру, среди детей, получающих регулярные переливания крови по разным причинам, уже несколько тысяч. Причем это все дети, зараженные в медицинских учреждениях. Курс эффективного лечения для одного такого ребенка стоит от 6 до 10 тысяч долларов в год - суммы, недоступные ни семьям, ни больницам. Но об этом главный государственный санитарный врач, он же замминистра здравоохранения, не сказал ни слова.
Цифры снижения заболеваемости вирусными гепатитами, которые он привел, вряд ли успокоят нормальных вменяемых родителей. Ведь и в 2002 году, по официальным данным, впервые выявлено 21,5 тысячи случаев гепатита В и 8 тысяч случаев гепатита С. А сколько случаев не выявлено, так как протекало в стертых формах? Сколько человек болеет хроническими гепатитами не первый год и является потенциальным источником заражения? Это значит одно: тихая эпидемия продолжается. По данным зарубежной печати, риск инфицирования в результате контакта с больными гепатитом В составляет от 7 до 30%. При контакте с носителем ВИЧ - 0,5%. Как говорится, сравните сами.
А что вы думаете об этом?