Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Минпромторг РФ подготовил предложения по критериям возвращения западного бизнеса
Мир
В немецком Киле жителей эвакуируют из-за бомбы времен Второй мировой войны
Общество
В аэропорту Домодедово не отменяли рейсы из-за землетрясения в Турции
Экономика
Мишустин заявил о планах по снижению ненефтегазового дефицита в России
Общество
Мишустин поддержал введение льгот по имущественным налогам для участников СВО
Общество
Уголовное дело возбудили после убийства полицейского в Ленинградской области
Мир
В Грузии указали на попытки Зурабишвили продвинуть украинский сценарий
Общество
Нарышкин назвал отвратительным запрет чиновников ЕС на приезд 9 Мая в Москву
Общество
Во Владимирской области сообщили о сохранении детонации снарядов
Происшествия
На Эльбрусе обнаружено тело второго погибшего иностранного туриста
Мир
Вагенкнехт призвала не забывать о роли СССР в войне против нацистской Германии
Пресс-релизы
В Москве наградили победителей фотоконкурса «Мир глазами детей»
Мир
При землетрясении в Стамбуле пострадал 151 человек
Мир
В МИД Польши пообещали поддержать желающих отправить военных на Украину страны НАТО
Мир
Парламент Белоруссии призвал не допустить переписывания истории
Общество
Экс-замглавы Минэнерго приговорили к 1,5 года за злоупотребление полномочиями
Происшествия
Четыре мирных жителя пострадали в ЛНР при обстреле ВСУ

Мезальянс

В четверг на саммите должны быть приняты важные решения, которые определят, какими путями будет развиваться альянс. Наиболее очевидным является географическое расширение блока, решение о котором должно быть принято в Праге. Приглашение к вступлению в блок получат страны-кандидаты "второй волны". В итоге полку НАТО прибудет (скорее всего на 7 государств-членов: Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия и Словения). Но количественное увеличение не прибавит блоку ни экономической мощи, ни политического авторитета. Собственно, и в штаб-квартире блока признают, что вступление в его ряды, например, трех прибалтийских государств имеет скорее политическое значение, нежели преследует военно-стратегические цели. И дают на вопрос "Зачем НАТО расширяется?" успокоительные ответы, не объясняющие по сути ничего. Порой создается впечатление, что расширение происходит как бы по инерции
16
НАТО не так страшен, как его малюют
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Саммит НАТО, принимающей в свои ряды семь новых членов из числа бывших сателлитов СССР, должен был проходить именно в Праге - городе, где в 1968 году советские танки расстреляли "Пражскую весну" - ее потом назовут предвестницей воссоединения Европы. Однако новый альянс о 26 членах - это, увы, не хор победителей в "холодной войне". Те праздничные литавры давно уж отгремели. Разгорается война новая - с международным терроризмом. И вот как раз в этой связи, как ни банально, вспоминается другая ассоциация: закат любой империи начинается в момент ее наивысшего расцвета. Бывшие члены Варшавского договора все эти годы стремились ведь, чего лукавить, в совсем другую НАТО - блок, где всем заправляет, за всех думает и за все платит одна страна - Америка. И где есть общее "пугало" - нынче в виде мифа о якобы способной возродиться Российской империи. Теперь же, вступив в альянс, новобранцы обнаружат, что вступили в нечто совсем иное. Примечательна, кстати, реакция американской прессы на саммит: иной реакции, кроме скептицизма по поводу европейских "союзничков", неверия в их боевой дух, мощь и, главное, способность принять хоть одно внятное решение, там нет. Раскинулась НАТО широко Дабы все же подчеркнуть важность события, президент США прибывает в Прагу лично. Похвалит, потреплет по плечу братьев меньших. Ради приличия, разумеется, не вспомнит такие, к примеру, цифры: 16 европейских нынешних членов НАТО (без США, Канады и Турции) тратят на оборону все вместе 500 млн долларов в день. США одни - 1 миллиард. Только годовой прирост военного бюджета США на 2003 год - 48 млрд долларов. Такую сумму не тратит ни одна страна НАТО. А новобранцам так и вообще придется еще и помогать в деле модернизации по стандартам НАТО и "избавления" от советского военного наследия. Недешево. Буш также попытается скрасить то явно ощутимое впечатление, что новая НАТО, что старые советские генералы (да и нынешние российские тоже), готовятся к прошедшим войнам. Операция в Афганистане четко показала: европейские военные технологически не могут на равных сотрудничать с американцами. НАТО не готова к стремительным антитеррористическим операциям, к отражению новых угроз. Ранее операция на Балканах еще показала, что евросоюзники не в состоянии быстро принять внятное политическое решение, влекущее за собой жесткие быстрые действия. Кроме, разумеется, словесного осуждения "американского монополизма". Притом евронатовцы так и не решили для себя, кто они - партнеры США или "альтернатива гегемонизму США". Если второе - то в чем. Ситуация вокруг подготовки войны с Ираком, похоже, окончательно разочаровала США в НАТО. Среди непримиримых противников войны с Хусейном - Германия (дошло до личной ссоры Шредера и Буша). Никто, кроме Британии, не поддержал США. И впору уж говорить о складывании более реального и действенного военного союза: США, Британия, Австралия и - с большими оговорками - Франция (как страна, имеющая боеспособные силы быстрого реагирования). Прочее - это либо "склад техники" для США, либо разношерстная команда, где у каждого - своя, очень узкая специализация. Германия, к примеру, имеет сильные средства противохимической защиты, испанцы славятся саперами, восточноевропейцы могут выставить пару батальонов миротворцев. Но сегодня основные угрозы безопасности в мире перемещаются в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, в Центральную Азию. И НАТО все больше оказывается не у дел. А Европа в целом отползает на обочину мировой геополитики. К тому же она сильно запуталась в бесконечных политических согласованиях. Насколько вообще НАТО можно называть по-старому - именно военной, а не уже политической структурой? За преобразование первого во второе, кстати, упрямо бились российские дипломаты. Попутно они, правда, зачем-то утруждали себя заклинаниями о недопустимости расширения НАТО на восток. Сейчас, слава богу, перестали. Ведь зря же боялись! При том, что по первому вопросу, похоже, у главных виновников восточноевропейских страхов есть что праздновать: новая НАТО вышла совсем не страшной по-военному и еще более безобидной политически. По итогам саммита в Праге Путин с Бушем на пару могут отметить эту скромную победу наедине в Петербурге. Трактор против террористов В четверг на саммите должны быть приняты важные решения, которые определят, какими путями будет развиваться альянс. Наиболее очевидным является географическое расширение блока, решение о котором должно быть принято в Праге. Приглашение к вступлению в блок получат страны-кандидаты "второй волны". В итоге полку НАТО прибудет (скорее всего на 7 государств-членов: Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия и Словения). Но количественное увеличение не прибавит блоку ни экономической мощи, ни политического авторитета. Собственно, и в штаб-квартире блока признают, что вступление в его ряды, например, трех прибалтийских государств имеет скорее политическое значение, нежели преследует военно-стратегические цели. И дают на вопрос "Зачем НАТО расширяется?" успокоительные ответы, не объясняющие по сути ничего. Порой создается впечатление, что расширение происходит как бы по инерции: раз уж несколько лет назад решили готовиться к вступлению новых членов, так доведем дело до конца. "Параметры безопасности в мире за последние два года изменились настолько, что проблема расширения утратила драматичность", - считает высокопоставленный натовский чиновник. Но, конечно, не все так просто. Потеряв потенциального противника - Организацию Варшавского договора, распущенную в 1991 году, альянс в значительной степени утратил смысл существования. И с тех пор ведет поиски нового противника (смысла). В политическом плане блок претендует ни много ни мало на политическое объединение Европы (под знаменем атлантизма) - ни ОБСЕ, ни Евросоюз, считают в штаб-квартире, на это не способны: "Разница между НАТО и ОБСЕ в том, что альянс способен выполнить то, чего он требует". Но стоит ли переделывать танк в автомобиль, если перевозить пассажиров гораздо лучше могут специально созданные машины? Приверженцы светлого будущего НАТО предпочитают другое сравнение - с трактором, на который можно навесить любое орудие: сеялку, борону, жатку и т.д. Нет худа без добра: события на Балканах и всплеск международного терроризма помогли лидерам блока переосмыслить его: оставаясь военно-политической организацией, НАТО пытается перестроить свою военную машину под решение задач борьбы с терроризмом, миротворческих операций и операций по поддержанию мира, преодоление чрезвычайных ситуаций и т.п. При этом важнейшим составным элементом новой системы безопасности в штаб-квартире блока называют Россию. Как выразился на днях генсек НАТО лорд Джордж Робертсон, "если раньше Россия была для Запада частью проблемы, то теперь она - часть решения". И хотя не все эти решения будут приняты при участии России, многие могут быть приняты при ее содействии: борьба с терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, управление возникающими кризисами и многое другое, подчеркивает Робертсон. С созданием "двадцатки" на римском саммите Россия-НАТО образовалась площадка, позволяющая обсуждать и решать вопросы, согласование которых на двустороннем уровне заняло бы вечность. Европеисты против атлантистов Перестройка альянса идет непросто - хотя бы потому, что управляемость организации, включающей 26 членов вместо 19, пропорционально снижается. Именно поэтому предпринимаются энергичные усилия по дебюрократизации механизма принятия решений - сокращению числа комитетов и комиссий, изменению структуры военного командования. Однако основной принцип консенсуса при принятии решений останется в силе. В руководящих органах альянса очень обижаются, когда кто-то пытается упомянуть о "первенстве США среди равных": формальным равенством в Брюсселе дорожат и чуть ли не кичатся. В Брюсселе вызвали откровенное раздражение упоминания в прессе о том, что аналитики Пентагона порекомендовали министру обороны США Дональду Рамсфелду выступить против принятия Латвии, Болгарии и Словении в НАТО. Латвию и Болгарию упрекали в том, что они "недостаточно сделали по линии укрепления безопасности", а Словению - в том, что не перестраивает армию и не агитирует общественность (вступление в альянс в этой стране поддерживает менее половины граждан). Как сообщил "Известиям" представитель штаб-квартиры блока, "само обсуждение данной темы уже неприятно". Рамсфелд, правда, с рекомендациями не согласился, но если бы он посоветовал президенту голосовать против, вступление трех названных стран в блок было бы надежно заблокировано. Как считают в Атлантическом совете США (организации, объединяющей видных политиков и военных), альянс оказался на распутье - или он останется "жизненно важным элементом в международных отношениях, или превратится в обычную региональную структуру безопасности в Европе". В штаб-квартире НАТО к этому предупреждению относятся всерьез - "а вдруг США откажутся от лидерства, справится ли Европа с возможными кризисами самостоятельно?" Ведь даже обеспечение миротворческих операций на Балканах личным составом осложнилось после того, как войска США и некоторых других государств НАТО были отправлены в Афганистан: у союзников просто не хватает для этого кадров. Компромисс пушек и мяса Одним из центральных событий пражского саммита как раз и станет обсуждение темы создания Сил быстрого реагирования (СБР). На сентябрьской сессии Совета НАТО в Варшаве на уровне министров обороны споры шли не только по поводу численности, мандата и зоны ответственности СБР альянса, но и о целесообразности их создания вообще. Ведь европейцы хотят иметь собственные СБР - и не 20 тысяч, как предлагает Вашингтон, а все 60. И ставят перед ними в первую очередь миротворческие, а не боевые задачи. США, со своей стороны, "навсегда" обогнавшие своих европейских союзников по ряду направлений развития военной техники, не намерены консервировать ситуацию, когда американская сторона обеспечивает и передовой десант, и тяжелую технику, и средства связи и разведки, и авиационную поддержку, а ее европейские партнеры готовы предоставить "в лучшем случае пару батальонов пехотинцев", - такого рода комментарии высказываются в некоторых политических кругах Вашингтона. Европейцев тем более не устраивает перспектива подобного "международного разделения труда", при котором они низводились бы чуть ли не до поставщиков "пушечного мяса", да еще и не всегда в своих интересах. Разделенные высокими национальными барьерами в сфере военной индустрии, государства Западной Европы с трудом кооперируются в производстве немногих видов сложной военной техники. Лишь недавно им удалось достичь согласия о совместном строительстве тяжелого транспортного самолета А400М, который появится к 2009 году и ослабит зависимость государств Старого Света от лизинга - либо американских С-17, либо российско-украинских АН-70 (последнего варианта особо страшились в Брюсселе). Поэтому перед саммитом в НАТО устроили срочную инвентаризацию перспективных проектов - кто из союзников что мог бы предложить в качестве своего вклада в строительство обновленного альянса. И выделили из 58 (!) утвержденных в 1999 году направлений несколько ключевых - наземная разведка, стратегическая транспортная авиация, воздушная дозаправка, высокоточное оружие, защита от оружия массового уничтожения, совместимые приборы и средства связи, поддержка сухопутных войск на поле боя и средства радиоэлектронного противодействия. Похоже, компромисс будет найден как раз путем параллельного существования двух структур. Ведь любые коллективные силы будут комплектоваться из одних и тех же национальных компонентов - и какая разница, к примеру, итальянским пехотинцам или норвежским спецназовцам, под чьим командованием будет их батальон: натовским или "европейским". Проблема может возникнуть в том случае, если европейцы разойдутся с Вашингтоном в определении угрозы и поставят под сомнение необходимость отправки СБР в какую-то горячую точку. Как если бы, например, США потребовали от союзников по блоку участия в военной операции против Ирака. Но в штаб-квартире НАТО рассчитывают, что, пока создаются СБР (костяк должен возникнуть к 2004 году, а полная готовность - к 2006-му), многие спорные вопросы удастся урегулировать. Боитесь ли вы НАТО? Георгий ЖЖЕНОВ, актер: - Ничего я не боюсь. Последний раз я испугался, когда в 1938 году увидел в своей квартире двух людей в военной форме. Абдул ГУСЕЙНОВ, востоковед: - Мы дружим с Америкой, она практически наш союзник, так что бояться россиянам нечего. Николай ЦЫГАННИК, генерал-лейтенант милиции в отставке: - НАТО - агрессивная организация, Россия должна сознавать и понимать, что это не всемирный благодетель. А бояться не надо, просто необходимо принимать правильные решения, думать о безопасности мирных жителей, заботиться о будущем. Владимир БУРЫКИН, генерал-майор милиции в отставке: - Бояться НАТО - стыдно. Я верю в мощь и силу России, ее армии и народа. Русский народ не знает страха. Мы выдержали не одну войну, теряли друзей и родных. Сергей КОПЕЙКО, полковник в отставке, член Клуба "Известий": - Наши тревоги по поводу расширения НАТО - это уже тревоги вчерашнего дня. НАТО уже не считает Россию врагом. Думаю, что у НАТО тоже существует понимание того, что эта организация уже не может существовать в том виде, в каком она существовала во времена противостояния со странами Варшавского договора. Надеюсь, что НАТО найдет в себе силы реформироваться. Нина ПРОКОПОВА, директор московского кинотеатра "Художественный": - Россияне не должны бояться НАТО. В России сегодня существуют другие поводы для страха - внутренние проблемы страны. Когда начинаешь над ними задумываться, все связанное с НАТО уходит на второй план. Савелий ВОЛЬФСОН, декан факультета международных отношений Высшей школы бизнеса Томского государственного университета, член Клуба "Известий": - Слово "боитесь" тут не годится, к НАТО надо подходить без эмоций, реалистически и не строить иллюзий. НАТО для нас - закрытая военно-политическая организация. НАТО - это прежде всего проблемы западноевропейской безопасности. Конечно, то, что сейчас происходит сближение между Россией и НАТО, - это положительная тенденция, но у нее есть свои границы. Потому что интересы нашей евро-азиатской страны с громадной азиатской границей могут не совпадать с интересами Североатлантического союза. И вот там, где наши интересы совпадают, и можно сотрудничать. А рассчитывать на то, что НАТО войдет с нами в союз, - очень наивно. Алексей ЯБЛОКОВ, президент Центра экологической политики России: - Я не боюсь НАТО и утверждаю это с профессиональной точки зрения. Не стоит обращать внимание на военные аспекты, меня волнуют вопросы экологии. Регулярно читаю курс лекций для натовских подразделений "Экологическая безопасность" и расширения НАТО не боюсь, так как экологическому состоянию страны это не угрожает. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением