Дом долго шел к своему современному облику. Еще в начале XIX века, до войны с Наполеоном, это был трехэтажный каменный дворец с изящнейшей ротондой в центре. В 1812 году он погорел (даром что каменный) и был восстановлен только через четверть века. Поначалу - приблизительно в таком же стиле. Но чуть позже он оброс лепниной и другими украшениями, популярными в 40-е годы позапрошлого столетия.
О дальнейшей трансформации писал искусствовед Евгений Николаев: "Дом простоял до 1885 года. В этом году на участке был построен театр (по проекту арх. Терского) в том чудовищном стиле, который считался тогда "русским" (как позднее, в 40-х годах ХХ века, классицизмом считался эклектический набор форм, составленный в духе скверной поваренной книги). Все постройки были снесены, от старого дома уцелел только маленький фрагмент - скругленный угол, соединяющий театр с соседним домом. Вероятно, это остаток дома еще XVIII века".
До революции тут был театр "Парадиз" - по имени антрепренера Парадиза, собственно, и основавшего этот театр. Правда, в скором времени его прозвали "Интернациональным" - на сцене часто выступали заграничные певцы. Именно здесь москвичи узнавали о Саре Бернар, Элеоноре Дузе и Эрнесто Росси.
Так уж получилось, что постоянной труппы у театра не было, зато гости попадались очень славные. Например, театр Мамонтова. Или МХТ, который ставил тут всего один спектакль - "Чайку". Для одного лишь зрителя - Антона Павловича Чехова. Случилось так, что автор не был ни на одной премьере. А посмотреть свое произведение ему, конечно же, хотелось.
"Впечатление, как мы и предполагали, было среднее, - вспоминал об этом Станиславский. - После каждого акта Антон Павлович прибегал на сцену, и лицо его далеко не отражало внутренней радости".
Больше всего досталось госпоже Роксановой, игравшей саму Чайку. "Судить о пьесе не могу хладнокровно, - писал Чехов, - потому что сама Чайка играла отвратительно, все время рыдала навзрыд..." Пришлось менять актрису.
После революции тут разместился Теревсат - Театр революционной сатиры, на основе которого в 1922 году был создан театр Революции. Руководил им Мейерхольд, и драматург Файко, тоже сотрудничавший с театром, поражался тому, как режиссер проводит репетиции: "Высокий, немного сутуловатый, уже немолодой, сухопарый человек в сером пиджаке, с жилистой шеей и очень заметной сединой вдруг превращался в грациознейшее порхающее создание, полное легкости, лукавства и капризного кокетства. Мы смотрели на него разиня рот..."
Здесь, среди прочих, шла пьеса Луначарского "Бархат и лохмотья". Произведение было не слишком выдающимся, играла в нем жена наркома просвещения Наталья Розенель, и Демьян Бедный, посмотрев спектакль, составил эпиграмму:
Ценя в искусстве рублики,
Нарком наш видит цель:
Дарить лохмотья публике,
А бархат - Розенель.
Автор эпиграммы покровительствовал этому театру, часто приглашал актеров в Кремль - беседовать о творчестве. Писатель Лев Никулин вспоминал об этих встречах: "Обычно после разговора о репертуаре театра Демьян устраивал для нас роскошную по тем временам трапезу, например печеную картошку с подсолнечным маслом. Однажды поставил на стол графин, в котором была исключительная редкость - разведенный спирт. Вдруг кто-то из домашних Демьяна вбежал в комнату:
- По коридору идет Владимир Ильич!
Графин мгновенно исчез".
Кстати, именно здесь в 1937 году была впервые сыграна роль Ленина.
Ответственная роль была поручена Максиму Штрауху. А пьеса называлась "Правда".
А что вы думаете об этом?