В пресс-службе подмосковного правительства "Известиям" сообщили, что Подмосковье просто приводит в порядок свою законодательную базу. Как заявил "Известиям" министр печати правительства Мособласти Андрей Барковский, в российском законе "Об основных гарантиях избирательных прав", вступившем в силу в нынешнем году, дается исчерпывающий список выборных должностей. Должность вице-губернатора там не предусмотрена - его должен, если хочет, назначать избранный глава субъекта федерации. И 11 ноября в Московском областном суде по заявлению генпрокурора РФ будет обсуждаться признание недействительной 53-й статьи Устава Мособласти, по которой губернатор и вице-губернатор избираются в связке. Правда, несмотря на эти правовые нестыковки, областные юристы уверены, что полномочия ныне действующего губернатора должны сохраняться до очередных выборов. Поэтому нынешний демарш Меня им не совсем понятен.
Поскольку Михаил Мень одновременно занимал пост вице-губернатора и первого заместителя председателя правительства, некоторые склонны полагать, что вторая должность все же останется за ним. Однако информированные собеседники "Известий" утверждают, что уход Меня не формальная процедура, а окончательное и хорошо продуманное решение. Если бы он подал заявление на несколько месяцев позже, во время официального старта очередных выборов губернатора, для Громова это было бы равносильно политическому нокауту. Противники могли бы использовать это как козырную карту - у хороших руководителей подчиненные не разбегаются.
Дальнейшие намерения вице-губернатора покрыты тайной. Сам он от комментариев пока отказывается. Но его коллеги полагают, что Михаил Мень вряд ли уйдет в коммерческие структуры. Скорее всего он намерен сделать политическую карьеру на федеральном уровне.
Как рассказали "Известиям" источники в аппарате правительства, для губернатора Мособласти Бориса Громова заявление своего заместителя было полной неожиданностью. В правительстве Михаил Мень курирует важные стратегические направления - земельный вопрос, инвестиции. В четверг вечером, когда стало известно об уходе Меня, был срочно созван кризисный штаб. Чиновники решали, кто будет исполнять обязанности отставника. Многие склонны полагать, что отставка Меня - не последняя. Для губернатора это хороший повод устроить "чистку" в своих рядах. Ходят слухи, что под "коммунальным", экономическим и финансовым министрами уже давно качаются кресла.
В пятницу же в Мосгорсуде слушалось дело о другом вице - правой руке столичного мэра Валерии Шанцеве. Генпрокуратура, как и в случае с Менем, подвергает сомнению его право избираться на свой пост. По ее мнению, пункты 1, 2, 3 статьи 43 Устава Москвы противоречат федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (ст. 2).
- Есть перечень избираемых народом лиц - это президент, глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ, - заявил на суде представитель прокуратуры. - Следовательно, должность вице-мэра не может быть выборной.
По мнению прокуратуры, это положение ущемляет избирательные права граждан. На что представитель мэрии Андрей Расторгуев вполне резонно заметил, что избирательные права москвичей, которые могут избирать не одного, а двух главных руководителей города, напротив, расширяются:
- Дополнительная избираемая должность - это еще одна демократическая гарантия. Ведь во всех случаях, когда избранный народом мэр не может исполнять свои обязанности, его заменяет избранный же вице-мэр.
Теперь возможны два варианта развития событий. Первый - избранная должность вице-мэра будет признана незаконной. По словам представителя мэрии адвоката Павла Астахова, "если будет признано, что пост вице-мэра не должен быть выборным, то существующий избранный вице-мэр должен будет уйти". Впрочем, более вероятен другой сценарий: процесс будет затягиваться вплоть до следующей осени. По словам Астахова, он обнаружил положение, по которому, если законность выборной должности вице-мэра не будет подтверждена или опровергнута за три месяца до выборов, то Шанцев не сможет баллотироваться на выборах в декабре будущего года.
Кстати, прокурор на процессе выглядел настолько, мягко говоря, немногословным, что отклонение иска прокуратуры выглядело почти неизбежным. Однако в последний момент судья Светлана Курциньш решила привлечь к делу Центральную избирательную комиссию, и слушания были перенесены на 15 ноября.
А что вы думаете об этом?