Андрей Денников ощущает себя королем и героем, пребывая на сцене в полном самоупоении. Не упускает возможности бросить в публику кокетливый взгляд, - смотрите, мол, как я могу! Лихо перевоплощается из развязного молодца Тиля в капризного монарха (в этих сценах выручает кукла, и артисту, выступающему в живом плане, диалог с самим собой вести совсем нетрудно). Поет надрывно-пафосные арии, картинно склоняя голову к плечу. Отважно, но коряво пляшет, и даже пытается крутить фуэте! Само собой, королю Денникову нужна свита - и чем больше, тем лучше. В "Тиле" занято свыше трех десятков актеров - все играют, что называется, "в полный рост". Каким-то чудом на маленькой сцене образцовского театра умещаются и массовка, и хор, и кордебалет, и основные персонажи "шутовского мюзикла" (старшее поколение актеров ГАЦТКа заметно переигрывает молодежь, особенно выделяется Евгения Рубановская в роли трогательно-наивной Каталины). Иногда хватает места и для кукол - но на фоне всеобщей пестроты их гротескные фигурки почти неразличимы (сценография и костюмы А. Львовой, художник по куклам Т. Рева). Кукольные мизансцены и пластика никак не решены - статичные, простые в управлении планшетные куклы двигаются весьма приблизительно. Зато сцена в борделе проработана досконально - над ширмой пляшут ночные бабочки с крылышками на голых тельцах, составленных из пяти шариков. Вихляют бедрышками, раздвигают ножки - нет ничего омерзительнее кукольной порнографии.
В трехчасовом спектакле с длинными танцевальными сценами и пространными ариями (когда Денников поет - действие останавливается) оригинальные находки отыскиваются с трудом. Забавно смотрится марионетка в рыцарских доспехах, муштрующая строй из новобранцев-людей. Смешно путешествует компания Тиля - через леса, через поля актеры бегут, держа в руках хрестоматийные пейзажи в рамочках.
Коллаж по мотивам картин Питера Брейгеля украшает внутренний занавес. Время от времени пафосно высвечивается лик Христа, герой произносит высокопарный монолог. О том, что такое хорошо, что такое плохо, спектакль Денникова рассказывает без лишних экивоков. Ярко раскрашенный шутовской мюзикл временами напоминает выцветший памфлет. Создается впечатление, что молодой режиссер не ходит в другие театры, не смотрит хороших современных фильмов, не хочет понять, что ставить социально-развлекательные действа в стиле застойных семидесятых давно стало дурным тоном. Не ведомы Денникову и основы профессии - он не чувствует пространства сцены, не умеет выстроить грамотный визуальный ряд, игнорирует темпоритм и законы драматургии. Но на то он и "король", чтобы творить, что вздумается. Только почему подобное происходит не в районном клубе, а в единственном кукольном театре страны, имеющем статус академического? В театре, знаменитом на весь мир, чья труппа воспитана совсем на других традициях. Но прошлое ушло, театр им. С.В. Образцова не может быть только музеем. А выхода из сложной ситуации, похоже, искать некому.
А что вы думаете об этом?