Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Чехия официально отозвала посла республики из России
Происшествия
В Иркутской области спасатели ведут поиски утонувшего мужчины
Армия
ВС России взяли под полный контроль населенный пункт Очеретино в ДНР
Мир
Правительство Израиля запретило канал Al Jazeera в стране
Общество
В Москве прогнозируют заморозки в ночь на 6 мая
Общество
Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости
Мир
Захарова пообещала ответ РФ на враждебные действия со стороны Прибалтики
Мир
Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом во Францию
Мир
На матче «Динамо» в Берлине пострадали 155 полицейских
Мир
СМИ сообщили об отправке Францией на Украину отрядов Иностранного легиона
Мир
Папа римский поздравил с Пасхой православных христиан
Мир
ХАМАС нанесло ракетный удар по району на границе Израиля и сектора Газа
Мир
Глава МО Израиля анонсировал скорое начало операции в Рафахе
Общество
Благодатный огонь прибыл в ЛНР
Мир
Акция «Бессмертный полк» прошла в германском Франкфурте
Мир
Телеканал Al Jazeera осудил запрет на его деятельность в Израиле
Мир
Нетаньяху заявил о готовности на перемирие с ХАМАС в обмен на заложников

Экспорт атомных "котелков"

"Известиям" удалось выяснить, что 29 октября завершается прием заявок на тендер по строительству атомной электростанции (АЭС) в Финляндии. Это будет первая АЭС в Европе со времен кризиса в Чернобыле, когда в мире произошел резкий спад интереса к атомной энергетике. В тендере намерены участвовать и отечественные компании. Независимо от исхода торгов им удастся получить по крайней мере часть крупного заказа. Между тем экспорт атомных технологий до последнего времени оставался и остается одним из немногих направлений, где отечественные компании способны поставлять конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию
0
В экспорте атомных технологий мы можем тягаться с западом (фото с сайта westron.kharkov.ua)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Приблизительный список участников тендера в Финляндии уже известен. Скорее всего помимо альянса "Объединенные машиностроительные заводы"(ОМЗ)-"Силовые машины ("СМ") в нем будут участвовать американская General Electric (GE) и европейский концерн Alston. В Финляндии будет за что побороться. Ориентировочная стоимость заказа - 1 млрд долларов. Россиянам придется непросто. Иностранцы смогут предоставить банковские гарантии своих проектов, а отечественные компании будут в основном уповать на дешевизну своих услуг да на то, что за счет близкого расположения с соседней Финляндией смогут предельно снизить себестоимость транспортировки. Большинство экспертов сходятся во мнении, что шансы российских компаний победить в тендере невелики. Как сказал "Известиям" руководитель департамента прогнозирования и развития Росэнергоатома Владимир Северинов, у европейцев все же лучшие перспективы. Иное дело, что в случае победы часть заказов они могут разместить именно на российских предприятиях. Например, "Ижорские заводы" могут рассчитывать на заказ по изготовлению корпуса реактора. Таким образом, даже в случае поражения в тендере интересы российских компаний могут быть учтены. В пользу такого развития событий говорит то, что главная задача "европейцев" не допустить на свою территорию конкурентов из GE. К тому же, как признался в беседе с "Известиями" вице-президент консорциума "Силовые машины" Игорь Клочко, представители европейских компаний уже обещали, что в случае победы будут готовы разместить заказы на российских предприятиях. Не исключен и еще один вариант. Как отмечают на ОМЗ, финны могут и самостоятельно заказать разные части оборудования разным исполнителям. Тендер такую возможность предусматривает. Впрочем, независимо от исходов тендера российское атомное машиностроение быстро развивается. По данным инвестиционной компании "Проспект", в прошлом году с учетом экспорта оборот ОМЗ составил порядка 140-150 млн долларов, "Силовых машин" - 50-70 млн долларов, а "Атоммаша" - 35 млн долларов. Совместно в прошлом году предприятия отрасли достигли оборота в 300 млн долларов. В этом же году показатели будут несколько выше. В мировом масштабе это не так уж и мало. Например, в прошлом году, оборот "атомных" машиностроителей мира составил 1,2 млрд долларов. Для сравнения: в мировом масштабе доля всего российского энергомашиностроения (в том числе теплового) выражается соотношением - 1 млрд долларов к 125 млрд долларов. Несмотря на это, рассчитывать на "равенство" с иностранными производителями не стоит. Капитализация и потенциальный портфель заказов у них больше в разы. Потому, отмечает гендиректор "Силовых машин" Евгений Яковлев, разговаривать на одном языке с зарубежными коллегами пока не получается. Российские атомные машиностроители сильно зависят именно от экспортных контрактов. Доля внутренних заказов в целом не превышает 10%. При этом в основном заказы связаны не с постройкой новых, а с ремонтом или модернизацией уже существующих АЭС. Правда, планы Минатома вселяют в машиностроителей некоторый оптимизм. Атомщики хотят довести долю своих мощностей в российском энергопотреблении с нынешних 12-15% до 25%. Пока же приходится рассчитывать в основном на азиатские рынки. Российские компании участвуют, например, в постройке АЭС в Индии. Там стоимость контракта сравнима с объемом сделки в Финляндии. Один из козырей машиностроителей по сравнению с российскими, например, металлургами состоит в том, что их оборудование не успело морально устареть. А европейские или американские атомные машиностроительные технологии ушли с 80-х годов прошлого века не слишком далеко. По крайней мере, сейчас сдать готовую АЭС "под ключ" российские компании могут без привлечения иностранцев. Более того, их прибылей должно хватить, чтобы оперативно произвести замену и модернизацию оборудования лет через 5-10. Сегодня их цель - заручиться государственной поддержкой, поскольку выбор поставщиков для зарубежных АЭС - вопрос политический. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир