Партийный переулок, д. 1, к. 57, с. 3115093Москва, Россия
info@iz.ru
Саратовскому "Теремку" недавно исполнилось шестьдесят пять, но в Москву известная российская труппа приехала впервые. Привезли несколько сказок и "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса. Пьесу поставил главный режиссер театра Геннадий Шугуров. Худрук "Теремка" целенаправленно приобщает к куклам взрослого зрителя. Да и играть как в "большой драме" мечтают абсолютно все кукольники. Но комплексы перед драматическим театром изживаются с трудом
Представьте себе ситуацию - одаренная актриса всю жизнь играет принцесс, зайчиков и белочек. Но играет за ширмой и мечтает о настоящей, большой роли. Наконец мечта сбывается. В работу вкладываются все силы, копившиеся годами. А профессиональная специфика берет свое. С одной стороны - у кукольников громадные преимущества. Актер возвышается над крошечным пространством, игра людей и их подобий из папье-маше причудливо переплетает смыслы пьесы. Но в мире двойников и отражений правят простые привычки. Историю излагают доходчиво, как на детском уроке. К тому же подводят и злополучные кукольные интонации. Без этих противоречий не обошелся и саратовский "Стеклянный зверинец" (в Москве его играли в филиале Театра им. Вл. Маяковского).
Спектакль поставлен в бенефис ведущей актрисы театра Татьяны Кондратьевой. Пьесу сократили, сместив акценты в пользу ее героини, стареющей Аманды. Весь спектакль она только и делает, что вспоминает молодость, беспрестанно укоряя детей, что выросли не такими, как она. Сын Том (Ринат Файзулин) вечно пропадает где-то ночами, а странная Лаура (Татьяна Бердникова) катастрофически не способна заинтересовать собой ни одного кавалера. Аманда суетится между игрушечными столиками, шкафчиками и диванчиками, мирок квартирки подчинен ее властным рукам.
В минуты наивысших волнений у актрисы появляется кукольный двойник - масштабы обретают правильную соразмерность. Рядом - кукла Лаура и кукла Том. В куклу превращается и красавец гость Джим (Сергей Чересленко). Как раз тогда, когда решается показать "собственное лицо". Не нужна ему эта полоумная хромоножка Лаура с ее стеклянными зверушками. Не заманить деятельной мамаше выгодного женишка. А ведь еще минуту назад Джим и Лаура взволнованно играли в первое свидание. Играли в живом плане, позабыв о каких бы то ни было куклах.
Редко вспоминали кукол и в других сценах. Казалось, их брали в руки только для того, чтобы хоть ненадолго сбить монотонный ритм спектакля. Хотя пространство, придуманное художником Александром Ечеиным (длинный стол во всю сцену - белые кукольные подмостки, дом без стен), настраивало историю совсем на другой лад. Но люди освобождали игрушечную территорию, превращая сцену в банальный стол для обеда. А ажурная конструкция из перил и ступенек заиграла только однажды. В финале погрустневшая и разочарованная Аманда просунула было голову в пустое пространство. Но кукольное жилище оказалось ей совсем не по росту.
А что вы думаете об этом?