Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Лицейские туторы

Одной из превосходнейших демократических затей в нашей стране стало открытие в 1811 году Царскосельского лицея. Общедоступным он, конечно, не был - число учебных мест в лицее строго ограничивалось. Речь идет об отношениях между преподавателями и учениками. Один из первых лицеистов подмечал: "Благодаря Бога у нас... царствует свобода (а свобода - дело золотое)... с начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Одной из превосходнейших демократических затей в нашей стране стало открытие в 1811 году Царскосельского лицея. Общедоступным он, конечно, не был - число учебных мест в лицее строго ограничивалось. Речь идет об отношениях между преподавателями и учениками. Один из первых лицеистов подмечал: "Благодаря Бога у нас... царствует свобода (а свобода - дело золотое)... с начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся". Другой же добавлял: "В неделю раз в доме директора лицея Е.А. Энгельгардта бывали вечерние собрания, на которые, кроме своих родных и знакомых, он приглашал и воспитанников. Помимо доставления лицеистам нравственного развлечения, Энгельгардт, приглашая их на свои вечера, имел в виду приучение молодых людей к хорошему обществу и обхождению в круге благовоспитанных дам и девиц". Уважалась и частная жизнь воспитанников (комнаты, например, все были одноместными). Еще бы, ведь готовили в лицее не кого-нибудь, а, выражаясь языком устава, "юношество, особенно предназначенное к важным частям службы государственной". Поначалу даже было запланировано поместить в лицей детей царской фамилии. Но до такого дело все же не дошло. А то бы связывала Пушкина с его "цензором" Николаем I старая школьная дружба. Свободолюбивые начала, царствовавшие в том учреждении, породили ряд блистательнейших выпусков, а также донесение Булгарина: "В свете называется лицейским духом, когда молодой человек должен порицать все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен предосудительных на русском языке, а на французском - знать все дерзкие и возмутительные стихи и места самые сильные из революционных сочинений... Либерализм укоренился в лицее в самом мерзком виде". Время Александра кончилось, а Николаю вовсе не были близки демократические идеалы. В Лицее спешно наводились новые порядки. А когда в 1868 году в Москве был учрежден другой лицей, претензии Булгарина учитывались изначально. Организатором его стал Михаил Катков - господин в высшей степени благонадежный. Задачи, судя по уставу, были несколько скромнее - не готовить государственных мужей, а "содействовать практической подготовке преподавателей для гимназий". Среди дисциплин значилось "фронтовое учение", этакая памятная со времен Советского Союза НВП (чего в Царском Селе даже представить себе было невозможно). А руководили лицеистами так называемые туторы. Туторы отслеживали все стороны жизни "прикрепленных к ним воспитанников" - от успехов в занятиях до соблюдения формы ("шаровары темно-зеленые длинные", "пальто темно-зеленого сукна, двубортное, застегивающееся на шесть металлических пуговиц", "башлык общего образца верблюжьего цвета"). В туторской инструкции были рекомендации, пригодные скорее для агентов секретной полиции. Такая, например: "Тутор... не упускает случая обогатить свой запас сведений из сношений со школьными и домашними наставниками ученика, с врачом лицея, с родителями и родственниками ученика и вообще со всеми лицами, с которыми ученик приходит в непосредственное общение". Лицеист не мог расслабиться ни на минуту: "Если у воспитанников после приготовления уроков остается свободное на репетиции время, тутор заботится, чтобы это время было посвящено какому-либо полезному занятию". Отдельно прописывалось, чтобы ученики "не поддавались случайной или систематической лени". То есть у лицеистов просто не было возможности предаться праздным поэтическим мечтаниям. Похоже, даже думать следовало так, как тутор прописал. Естественно, само название Катковского лицея (он располагался в доме 53 по улице Остоженке) стало нарицательным. Но слава у него была совсем не та, что у лицея Царскосельского. Поэт Шумахер, например, обмолвился в одном стихотворении: Обозревал лицей Каткова./ Кого-то драли: слышал плач. И вправду, новое учреждение в первую очередь славилось строгостью внутреннего распорядка и консерватизмом, доводимым до абсурда. И то, что некоторые его выпускники все же прославили себя в гуманитарных областях (Игорь Грабарь, к примеру), произошло скорее не благодаря, а вопреки старательной работе туторов. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир