Ежегодную Нобелевскую неделю по традиции открывает сообщение о присуждении премии в области медицины и физиологии. В этом году отмечен успех трех молекулярных генетиков. Британцы Сидней Бреннер и Джон Салстон и американец Роберт Горвиц получили премию за открытие ключевых генов, регулирующих развитие органов и запрограммированную клеточную смерть - апоптоз. Каким образом изучение "генов смерти", как еще называют гены, регулирующие апоптоз, сможет послужить медицине?
Сам термин предложил еще древнеримский врач Гален, задумавшийся над тем, почему по осени деревья сбрасывают листву. Гален не сумел разобраться в этом процессе, зато дал ему название: апоптоз - самоубийство. Позднее так стали называть запрограммированную клеточную смерть - один из механизмов, регулирующих существование почти всего живого на Земле.
Без это явления была бы невозможна сама жизнь. Апоптоз начинает работать уже в человеческих эмбрионах, когда в процессе их формирования совершенно безболезненно "исчезают" клетки жабер, хвоста, других рудиментарных органов. Во взрослом организме ежедневно самоуничтожаются миллиарды старых клеток, материал которых идет на строительство новых. Неудивительно, что этот процесс сейчас активно изучают во всем мире.
Известно, что по ходу апоптоза разрушаются клеточные структуры, например, митохондрии -- своего рода "электростанции", снабжающие клетки энергией, при этом клеточная мембрана остается целой. Таким образом, клетка разрушает сама себя изнутри без каких-либо негативных последствий для организма. Клетка кончает свою жизнь самоубийством, когда получает приказ на уничтожение. А отдают его специальные ферменты и белки, которые вырабатываются в нужном количестве и в нужный момент. Эта программа строго контролируется многими генами: одни стоят на страже полноценных клеток, другие дают команду на уничтожение исчерпавших свой срок или подвергшихся мутациям - все старое и больное организму в тягость.
И лишь одни клетки не самоуничтожаются по заранее заданной программе - раковые. Они по сути наделены бессмертием и в лабораторных пробирках могут жить до ста лет. Изучение процесса апоптоза, в частности, может помочь бороться с клеточными Кощеями Бессмертными. Над этой задачей работают во многих научных лабораториях мира. Начало этим исследованиям положил Сидней Бреннер и его ученики еще в 60-е годы. Затем его исследования продолжили, а идеи развили Джон Салстон и Роберт Горвиц. Работы генетиков уже сегодня позволяют искать лекарства, которые могли бы вызвать апоптоз в раковых клетках.
А что вы думаете об этом?