Московских балетоманов "Houston Ballet" заинтриговывает вдвойне. Во-первых, труппа, считающаяся одной из самых сильных в Америке, прибывает в Большой в полном составе. Пятьдесят четыре танцовщика исполнят произведения Кеннета Макмиллана, Пола Тейлора, Стэнтона Уэлша - творчество этих балетмейстеров нашим зрителям уже известно. А с произведениями руководителя труппы Бена Стивенсона предстоит познакомиться впервые.
Во-вторых, несколько сольных партий гастрольной программы станцует Нина Ананиашвили. Почитатели нашей звезды увидят ее в несколько непривычном качестве. По признанию Ананиашвили, хореография Стивенсона отличается от того, что она обычно танцует в Большом театре. Наша балерина уже шесть лет постоянно сотрудничает с Хьюстонским балетом, а о своем знакомстве с американским хореографом вспоминает с улыбкой : "Впервые Стивенсон увидел меня в Норвегии, где я гастролировала. И почему-то решил поставить для меня балет "Снегурочка". Это было похоже на розыгрыш вполне в стиле Бена - остроумного рассказчика. Ну какая из меня, грузинки, Снегурочка? Я могла бы быть Кармен, Клеопатрой, а волшебную тающую девушку обычно танцуют нежные блондинки. Но Стивенсон не шутил. Хореограф пригласил меня посмотреть его труппу - "если понравится, будем работать вместе". Помню, какой усталой ехала в Техас из Нью-Йорка, где танцевала один из самых трудных балетов - "Спящую красавицу". Честно говоря, думала, что на представлении Хьюстонского балета обязательно усну. Но усталость как рукой сняло - весь спектакль я смотрела с подтянутой спиной. В тот вечер тоже шла "Спящая" - красивые декорации, отточенный танец - настоящий английский стиль. Эта труппа стала для меня откровением".
Стивенсон сдержал свое слово. Балет "Снегурочка" на музыку Чайковского стал одним из любимых спектаклей Ананиашвили. К сожалению, москвичи его не увидят - вывозить на гастроли масштабный спектакль со сложными декорациями слишком хлопотно. Короткий фрагмент представит в Москве и другой сюжетный балет Стивенсона - "Клеопатру" на музыку Римского-Корсакова. Зато другой балет худрука "Houston Ballet", бессюжетные "Три прелюдии" Рахманинова, покажут полностью. В свое время в этой одноактовке солировали и Михаил Барышников, и Наталья Макарова.
"Я люблю этот балет за поэтическую лирику, за красивые медленные дуэты," - признается Нина Ананиашвили, - Стивенсон - мастер адажио, его комбинации изобретательны, фантазия свободна. Хореограф ставит в разных стилях и жанрах, ему прекрасно удаются большие сюжетные балеты, что в наши дни стало уже редкостью. Интересно, что один из таких спектаклей, "Пер Гюнт", Стивенсон поставил в Перми. Он взял своеобразное шефство над пермским балетом, отбирает детей для обучения в своей хьюстонской школе. Стивенсон - европейски образованный хореограф со строгим, взыскательным вкусом. Он начинал в Англии, учился у русских педагогов - эмигрантов первой волны, работал в Ковент-Гардене, сотрудничал с Макмилланом. Позже Макмиллан поставит несколько спектаклей специально для "Houston Ballet". Жаль, что в Москве не покажут полностью его знаменитую "Манон". А вообще репертуар Хьюстонского балета чрезвычайно разнообразен. Стивенсон приглашает талантливых хореографов из разных стран, поощряет балетмейстерское творчество танцовщиков своей труппы. Сегодня в Америке почти в каждом городе есть балетная труппа, но большие репертуарные театры - редкость. Ведущих, на мой взгляд, всего четыре - Нью-Йоркский ABT, труппы Бостона и Сан-Франциско и, конечно, Хьюстона. Интересно, что этот стационарный театр обходится без государственной поддержки, а существует только на средства меценатов и спонсоров".
К слову, билеты на московские выступления Хьюстонского балета стоят весьма недешево. Но американские гастроли, без сомнения, расширят кругозор любителей хореографии, порадуются и киноманы - костюмы и декорации к одному из спектаклей придумала голливудская актриса Джейн Сеймур.
А что вы думаете об этом?