В разговоре с корреспондентом "Известий" Алексеем КРИЖЕВСКИМ горько сожалея об утраченном золотом веке фотографического, музыкального и сетевого искусства, Шульгин решительно их хоронит.
- Почему "Чужие фотографии"?
- В молодости я профессионально занимался фотографией. В какой-то момент я осознал, что наступил настоящий кризис жанра: все, что могло быть сфотографировано, уже снято во всех вариантах, все характеры и ситуации уже отработаны. Я тогда еще не владел никакой научной базой по этой теме, был не знаком с трудами Барта и Бодрийяра, из которых я получил теоретическое обоснование своим взглядам. Меня распирал творческий зуд, разбивавшийся о полную невозможность его реализовать. Я пошел работать фотографом в проектный нефтегазовый институт и получил доступ к фотоархиву этого учреждения. Множество моих предшественников ездили по стройкам коммунизма и фиксировали на пленку происходившие там процессы. Я взглянул на эти снимки и обомлел - с точки зрения художественной фотографии это были замечательные работы, сделанные для технических целей, безо всякой мысли об искусстве. Со временем я нашел в этом архиве целые залежи таких негативов.
Мне пришла в голову идея серии, в которой я присваиваю себе авторство анонимных фотографий. Таким образом, я мог еще раз состояться как фотохудожник (ни разу не щелкнувший затвором) уже после виденной мной смерти фотоискусства. Хотелось вставить эти снимки в художественный контекст - участвовать в выставках, вывозить их в иностранные галереи... Когда наконец серия нашла свое признание, я окончательно понял, что фотография - не авторское искусство. В мире существует огромное количество фотокамер, и шедевры возникают непроизвольно, просто благодаря случайному направлению объектива в ту или иную сторону.
Из-за окружающей нас визуальной перегрузки роль фотографа поменялась: из сочиняющего художника человек с камерой превращается в информационный фильтр, становится редактором реальности, вот и моя работа получилась чисто редакторская. Художнику больше не место на пьедестале, к сожалению или к счастью.
- Возникает ощущение, что фотоискусство для вас - лишь частный способ деятельности вообще, такой же, как нет-арт, музыка и web-дизайн.
- Необходимость самоидентификации, в том числе профессиональной - это следствие требования социализоваться, навязанного общественной системой. Когда человек наедине с самим собой, потребности определять себя каким-либо словом у него не возникает. Эта серия подвела жирную черту под моими занятиями фотографией: мне интересно посмотреть, как работают некоторые коллеги, но вместе с тем я осознаю, что золотой век фотографии кончился, и все созданные тогда институты (галереи, фестивали, кураторы) существуют скорее по инерции, чем по требованию актуальности момента. Сейчас фотографии как искусства не существует: остались только любительская фотография, с одной стороны, и коммерческо-прикладное фотоискусство - с другой, а между ними - пустота. Я прекрасно отношусь и к тому, и к другому, но рекламное, журнальное и газетное фото идеологично, его задача - промыть мозги.
А что вы думаете об этом?